Сегодня Сапсан - это дорогостоящая скоростная комфортабельная электричка, которая вытеснила собой бюджетные пассажирские поезда из расписания, и создала хорошие условия для тех, кто экономит больше время, чем деньги.
Однако у поездов «Сапсан» были свои предшественники - отцы, деды, прапрадеды, прапрадеды и тд. Причина их появления простая - желание сделать поездку из Москвы в Петербург и назад комфортной и быстрой всегда волновало отечественных железнодорожников.
Итак, прадедом Сапсана можно смело назвать легендарный фирменный поезд «Красная стрела», который впервые вышел в рейс в июне 1931 года. Для того времени он развивал рекордную скорость, и довозил пассажиров до места назначения за 9 часов 45 минут. А по уровню комфорта с ним могли сравниться далеко не все поезда Западной Европы.
RVR (ЭР-200)
Следующий этап скоростного движения поездов начинается в 1960-е гг., когда железная дорога между Москвой и Петербургом конструктивно была подготовлена для пуска поездов со скоростью 200 км в час.
В 1973 году на Рижском вагоностроительном заводе был выпущен скоростной электропоезд ЭР-200-1. Оригинальное рабочее название поезда было Rīgas Vagonbūves Rūpnīca.
Сокращённо он по первым буквам назывался RVR.
Регулярные перевозки после технической модернизации этот поезд начал только в 1984 году, то есть спустя 11 лет после производства опытного образца. Правда первый опытный рейс с пассажирами состоялся в 1979 году.
Поезда RVR развивали скорость до 200 км в час.
В салонах вагонов работал кондиционер, а кресла поворачивались на 180 градусов и имели большие откидывающиеся спинки. Имелись багажные полки, на окнах шторы, а на полу ковролин.
В 1991 году на рельсы был поставлен ещё один состав, а в 1993-1994 гг на российских железных дорогах трудилось три поезда ЭР-200.
У вагонов скоростных поездов были аэродинамические формы (головной вагон) и маленькие окна, напоминающие иллюминаторы самолёта.
В 2006 году, за три года до своей «отставки», поезд развил рекордную скорость, и приехал из Москвы в Санкт-Петербург за 3 часа 55 минут. Он словно хотел ещё раз показать, что молодому поколению не уступит. А в 2009 году в связи с экспериментами с новыми поездами »Сапсан» его списали.
Сокол
В 1992 году президент России Борис Ельцин издал указ о создании высокоскоростной железнодорожной магистрали Москва-Санкт-Петербург.
Разработкой российских вагоностроителей 1990-х гг. стал поезд нового поколения «Сокол» с серийным номером ЭС-250. Любопытно, что разрабатывался он в ЦКБ «Рубин», которое занималось морским оборудованием.
Сборка поезда проводилась на вагостроительном заводе г. Тихвин в 1997-1999 гг.
Хотя фактически финансирование создания проекта поезда «Сокол» прекратилось 2 июля 1998 года, когда Борис Ельцин в связи с острой социально-экономической ситуацией в стране отозвал указ 1992 года о создании скоростной жд магистрали Санкт-Петербург-Москва.
Как тогда говорилось в пояснительной записке, «России на многомиллиардные проекты претендовать рано, к тому же надо экономить бюджетные деньги».
Поезд «Сокол» имел множество ходовых недостатков, которые в 2001 году не позвонили комиссии принять его в эксплуатацию. Долгих 10 лет он простоял в депо завода «Титран-экспресс» в Тихвине, а затем стал экспонатом железнодорожных музеев в Москве и Санкт-Петербурге, будучи разделённым на две части.
Возможно, RVR и Сокол можно назвать дедом и отцом поезда «Сапсан», в музее железных дорог России они стоят рядом друг с другом, словно напоминая о том, что желание создать эталон комфорта и скорости между двумя столицами было и в 70-е, и в 90-е.
Но в полной мере оно было реализовано только в условиях другой, экономически сильной России, в 2000-е гг. И сегодня Сапсаны, Стрижи, Ласточки и прочие "птицы" бороздят магистрали европейской России.