"Чубайс обвинил россиян в неблагодарности к бизнесменам", - примерно такими заголовками пестрят сегодняшние СМИ. Вечный раздражитель, которому приписываются все несчастья современной России, сделал новый подарок разного рода болтунам. Будьте уверены: федеральные каналы ещё долго будут с присущей им глупой иронией обсасывать эту фразу "рыжего приватизатора". А зритель с удовольствием проглотит, - ему подсунули залежалого, но такого привычного и любимого врага.
Что же на самом деле было сказано на общероссийском гражданском форуме в дискуссии "Бизнес-общество-власть: старые проблемы, старые ожидания"? Трудно ожидать, чтобы кто-то внимательно прослушал обсуждение и сделал выводы самостоятельно. Однако попробовать можно.
Бермудский треугольник
Ситуация в треугольнике "власть-бизнес-общество" Чубайс назвал "удивительно гармоничной":
- Гармоничная в том смысле, что власть недолюбливает общество, не любит бизнес; общество явно не любит власть и терпеть не может бизнес; бизнес с недоверием относится к власти, а что такое общество - вообще не понимает.
На вопрос о том, куда движется эта ситуация, Чубайс описал словами из песни Владимира Высоцкого: "Не страшны дурные вести, мы в ответ бежим на месте":
- Если поставить вопрос о том, кто может быть инициатором, драйвером, у меня и здесь тоже взгляд пессимистичный, потому что, в моём понимании, бизнес им по определению быть не может. Бизнес - он про бабки, а не про страну. Общество, в моем понимании, глубоко инфантильно, оно вообще за 25 лет не удосужилось даже сказать "спасибо" бизнесу один раз за все, что бизнес сделал в стране. А он страну отстроил, он восстановил безнадёжно обрушившиеся советские предприятия, он вернул зарплату людям, он наполнил бюджет деньгами. Он создал источники для того, чтобы наша интеллигенция получила средства на подержку, - те, которые получает, - культуры, науки, образования. Это всё сделал бизнес. Это сделали те, кого до сих пор называют олигархами. Другого слова не придумали, - язык отражает мышление. Доброго слова о бизнесе нет у общества. Можно ли ожидать, что общество дозреет и скажет: "ой, спасибо, - я забыло его сказать". Нет, нельзя.
"Незрелый, поверхностный, мальчишеский, нуворишский", - о российском бизнесе
Модератор форума спросила, даёт ли бизнес обществу возможность признать его заслуги, или сам ведёт себя так, что это невозможно.
- Бизнес ведёт себя только так, как он может себя вести, - ответил глава Роснано, - что вы хотите от только родившегося бизнеса, который вырос из 1990 года, до декабря которого в нашей родной стране действовала статья Уголовного кодекса, которая называлась "частной предпринимательской деятельностью". То есть не нарушения в предпринимательской деятельности, не хищения, а собственно предпринимательская деятельность в нашей родной стране была уголовным преступлением.
Чубайс назвал современный молодой российский бизнес "незрелым, поверхностным, мальчишеским, нуворишским":
- В этом смысле мои претензии как раз не на стороне бизнеса, а на стороне общества. <...> Я не верю в то, что наше общество может вдруг очнуться и сказать "ой"; я не верю, что наш бизнес может стать таким красивым, сознательным и социально эффективным, что обществу станет стыдно. <...> Могло бы теоретически начать вытаскивать ситуацию государство. Начать с того, чтобы реабилитировать бизнес...
Простые решения
Не стану дальше цитировать самого ненавидимого чиновника и бизнесмена России. Но, кажется, сказал Чубайс вовсе не то, в чём его теперь будут с упоением упрекать прогосударственные "эксперты" и "аналитики", припоминая бизнесу и лично Чубайсу ту уродливую экономическую систему тотального силового контроля над всем, что построена в стране вместо капитализма.
Если бы все эти правильные слова сказал не замаранный в бесчисленных коррупционных скандалах либеральный политик или журналист - ему бы рукоплескали либералы. Даже государственник смог бы правильно подать эти здравые мысли. Но Чубайс выгоден власти как жупел, объединяющий народ против внутреннего врага - бизнеса..
Государство строит свой бизнес, и свободный предприниматель нужен ему только в качестве виноватого за всё. И реабилитировать бизнес, и говорить ему "спасибо", и призывать общество отыскивать другие слова для любого ИП, кроме ставшего ругательным "олигарх", государству невыгодно.
Как только бизнес перестанет быть виноватым, общество поймёт, кто на самом деле морочит ему голову эти тридцать лет. Кто бездельничает, ворует, тормозит любое развитие, занимаясь неистовым бегом на месте.
И, поскольку общество на самом деле глубоко инфантильно, оно будет искать самые простые решения.