Найти тему

От площади Вогезов до станции Айгир

Светлана ГАФУРОВА

C 4 по 6 августа прошел поэтический фестиваль «Уфа–Айгир», организованный редакцией газеты «Истоки».

Есть две вещи в мире, которые способны преодолеть саму смерть. Это природа и поэзия. Мы вспоминаем вдруг литую бронзовую торжественную строку: «Гнев, о богиня, воспой Ахиллеса, Пелеева сына», не зная порой толком, в каком веке она была написана, кому и какому событию посвящена, кто такие Ахиллес и Пе-лей… Но прекрасная поэтическая строка пережила века и зацепилась за сознание. Значит, она жива! Так же и природа. Что бы с ней ни творили люди, как бы ни уничтожали ее, она, в отсутствии человека, тут же самовосстанавливается и погребает следы человеческого пребывания под своей пышной и обильной зеленью.

А когда две эти вещи сталкиваются вдруг, то в результате такой синергии появляется мощная взрывная волна творчества. Природа поэзии и поэзия природы, совмещаясь, дают эффект невиданный.

Именно такой синергетический эффект я наблюдала во время фестиваля поэзии «Уфа–Айгир». Фестиваль прошел на турбазе «Айгир» Башкирского государственного педагогического университета. Туда нас пригласила директор турбазы – потрясающая женщина, чуткая ценительница поэтического слова и всего прекрасного Татьяна Дмитриевна Шабанова. Татьяна Дмитриевна – доктор наук, организатор легендарного клуба уфимской интеллигенции – слушала каждого поэта, выступавшего на фестивале так, будто вкушала бальзам. Благодаря ее усилиям участники фестиваля два дня прожили в комфортных условиях среди невероятно красивой природы.

Фестиваль получился камерным. Количество участников было небольшим. Но это как раз стало огромным плюсом. Каждого удалось выслушать по нескольку раз. С каждым удалось поговорить. Несомненно, хедлайнером поэтической встречи стал наш давний друг, поэт, родившийся в Уфе, но проживающий ныне в Париже, Александр Радашкевич.

Вот только несколько эпизодов, взятых из Википедии, из биографии легендарного человека, основателя поэтического сайта «Остров»: «Родился в семье офицера. Вырос в Уфе. В 1970-е годы жил и работал в Ленинграде. В СССР не печатался, доверяя первые поэтические опыты литературоведу и переводчице Н.Я. Рыковой. Эмигрировал в США в 1978 г. Работал в библиотеке Йельского университета (Нью-Хейвен), сотрудничая с эстонским поэтом и искусствоведом Алексисом Раннитом. В 1984 г. перебрался в Париж, где работал в еженедельнике «Русская мысль», поддерживая литературные и дружеские связи с И.В. Одоевцевой, К.Д. Померанцевым, З.А. Шаховской и поэтами «третьей волны» – Б. Кенжеевым, Н. Горбаневской, Ю. Кублановским. В 1991–1997 гг. был личным секретарем Великого князя Владимира Кирилловича и его семьи, которую сопровождал во время более чем тридцати визитов в Петербург, Москву и по всей России, а также Грузии, Украине и европейским странам. Живет в Париже». О творчестве Александра Павловича Википедия рассказывает следующим образом: «С конца 1970-х гг. стихи, рецензии, статьи и переводы А. Р. широко печатались в эмигрантской периодике, а с 1989, начиная с публикации Михаила Ду-дина в журнале «Звезда», и на родине. В 1994 г. основал при петербургском издательстве «Лики России» литературно-историческую серию «Белый орел». Автор десяти книг поэзии, прозы и переводов. Член Союза российских писателей и Союза писателей XXI века. Официальный представитель Международной федерации русскоязычных писателей (МФРП) во Франции. Участник фестивалей поэзии в России, Грузии, Англии, Германии, Бельгии, Индии, Израиле, Сербии, Финляндии и т.д.» И вот, представьте себе, после таких грандиозных поэтических фестивалей русский поэт, живущий в эмиграции во Франции, оказался вдруг на маленькой глухой станции Айгир в небольшом кругу уфимских поэтов.

И как же интересно было лично мне разговаривать с таким человеком! Казалось, границы моего сознания в этот момент расширялись до бесконечности. Мы говорили о судьбах мировой культуры, о глобализации, о нашествии новых варваров на Европу, о гибели современной цивилизации, о легком и воздушном характере французов, которые не любят особенно углубляться в мировые проблемы и проживают свою жизнь, наслаждаясь каждым мгновением, каждой мелочью. Мы говорили о неподражаемом французском остроумии (французы уже успели перекрестить своего нового президента Макрона в Микрона). Мы говорили за нашими трапезами о французской культуре, литературе, эстраде, об официальной государственной пропаганде, которая заставляет французов стесняться самих себя. Беседовать с таким человеком, согласитесь, безумно интересно, тем более что он очень прост и непритязателен в быту, а общение с ним пронизано юмором и шутками.

Вечером у поэтического костра, когда все слушали извилистый, затейливый и неподражаемый верлибр поэта, я словно окуналась в атмосферу парижской жизни, будто гуляла по блистательной площади Вогезов и по Монмартру, словно наслаждалась шумом Булонского леса… Но и наша дикая природа – и на мой взгляд, и на взгляд Александра Павловича – ничуть не хуже Булонского леса. И, по признанию поэта, он впервые увидел свою историческую родину в такой красоте.

Интересным было общение и с челябинским поэтом Михаилом Придворовым, победителем конкурса газеты «Истоки» «Десять стихотворений месяца». Михаил оказался замечательным детским поэтом. Его стихи в авторском исполнении вызывали неизменный восторг публики, смех и овации. К тому же челябинский поэт поделился с нами технологиями продвижения Уральской поэтической школы, что было очень поучительно.

Познакомились мы на фестивале и с неординарным башкирским режиссером, чей фильм «Овечка» вошел в лонг-лист Каннского фестиваля. Какие все же потрясающие люди живут в Eat!

Удивительно, как много всего мы успели за два дня. Обсудили перспективы развития газеты «Истоки» и перспективы развития и организации поэтических фестивалей в республике. Редактор газеты Айдар Хусаинов презентовал свою новую книгу «Соло на Айпаде», воспринятую публикой крайне доброжелательно.

Кроме того, мы успели и хорошо отдохнуть. Искупались в реке Малый Инзер. Поднялись на Черничную гору, откуда хорошо видны хребты Уфа и Малый Яман-Тау. Прошлись вместе с Татьяной Шабановой вдоль форелевой речки Ай-гир, загадали желания у водопада «Слезы Айгуль». Услышали от Татьяны Дмитриевны чудесную башкирскую легенду, герои которой имели имена, превратившиеся в узнаваемые ныне топонимы: Яман-тау, Иремель, Инзер, Айгир, Караташ… Мы окунулись в мир охотничьих баек про медведей, которые водятся рядом с Айги-ром в большом количестве…

Выражаем благодарность депутату Курултая РБ Вячеславу Аброщенко за содействие в организации фестиваля.

#уфа #айгир #поэзия