Найти тему
MENA | ZEN

Цветок любимый: Тюльпан в искусстве Турции

Сады и любовь к цветам являются ключевыми элементами исламского искусства и культуры Османской империи. Тюльпан неотделим от османских садов и садового дизайна.

Сегодня чай ассоциируется с Британией, кафе с Францией, а тюльпаны с Голландией. Эти западные культурные заимствования могут ввести в заблуждение людей, не знающих подлинной истории чая, кафе и тюльпанов. Последние два явления европейцы переняли у османов. Если распространение кофеен в Европе подвергалось социальной критике в определенных кругах, то тюльпаны сразу же очаровали европейцев, как и турок столетиями ранее. Ботаник Шарль де Леклюз привез тюльпан в Европу во второй половине 16 века и, вместе с ним, ауру таинственности, которая окружала как цветочную, так и Османскую культуру. Тюльпан, который теперь глубоко вплетен в голландскую национальную идентичность, символизировал богатство, благородство и красоту и оказал значительное влияние на садоводство и изобразительное искусство. Возникали и финансовые эксцессы в Нидерландах. Во время тулипомании (1633-1637 гг.), периода голландского золотого века, тюльпаны были настолько ценными и дорогими, что одна луковица равнялась стоимости элегантного дома в лучшем районе Амстердама. Обожание, страсть и эмоции, которые тюльпаны вызвали как в Европе, так и на Ближнем Востоке, невольно заставляют задуматься: "Не обладают ли они какими-то тайными магическими свойствами, делающими их такими завораживающими?"

Тюльпан родом из Средней Азии, родины тюрков, что объясняет неразрывную связь с историей этих народов. Несмотря на то, что цветок из семейства Лилейных прочно ассоциируется с Османским периодом, он играл свою роль уже во времена Сельджуков (1077-1308). Тюльпанные мотивы встречаются, например, на красивых цветных плитках, которые когда-то украшали дворец султана Кей-Кубада с видом на бирюзовые воды озера Бейшехир. Цветок появляется в поэзии конийца Руми, персидских поэтов, Омара Хайяма и Хафиза. Это свидетельствует о том, что привлекательность цветка на Ближнем Востоке простиралась за пределы тюркского мира. Но без сомнений, особую исключительность тюльпан обрел в Османский период, где занял важное место в планировке садов и произведениях искусства. Изящно выполненные тюльпаны украшают изникскую керамику, парчовые одеяния султана Сулеймана, миниатюры Левни, витражи, ковры и вышивки.

Dr. Mine Erdem, Seljuk-University, handmade underglaze painted ceramic dish, 25 cm, 2012 / Courtesy of Dr. Mine Erdem
Dr. Mine Erdem, Seljuk-University, handmade underglaze painted ceramic dish, 25 cm, 2012 / Courtesy of Dr. Mine Erdem
Dr. Mine Erdem, Seljuk-University, handmade underglaze painted ceramic dish, 25 cm, 2012 / Courtesy of Dr. Mine Erdem
Dr. Mine Erdem, Seljuk-University, handmade underglaze painted ceramic dish, 25 cm, 2012 / Courtesy of Dr. Mine Erdem

Как символ тюльпан богат и многогранен. Тюльпан не только олицетворял женскую красоту, совершенство, рай, далекую родину и культурную общность, но и обладал элементами духовной материи. Считалось, что он защищает от зла, о чем свидетельствуют османские талисманы или боевое облачение из захоронения сына Султана Мурада. Одеяние экспонируется в Стамбульском музее Турецкого и декоративного искусства. На облачении Баязида спереди вышиты коранические стихи, а на спине красуются тюльпаны. Чтобы лучше понять распространенность тюльпанных мотивов в узорах и декоративных элементах религиозных учреждений, как например керамическая плитка мечети Рустема Паши в Стамбуле, необходимо, обратиться к семантике. Турецкое (первоначально персидское) слово тюльпан, lale, обладает орфографическим и звукоподражательным сходством со словом Allah. Более того, в системе абджад, элементе исламской нумерологии, lale имеет ту же ценность, что и Allah. Тюльпан как таковой является объектом духовной медитации. Мистики также любили утверждать, что "это цветок смиренный, потому что, когда он цветет, то склоняет голову перед величием Бога".

The Rustem Pasha Iznik tiles / Photo © Islamic Arts Magazine
The Rustem Pasha Iznik tiles / Photo © Islamic Arts Magazine
The Rustem Pasha Iznik tiles / Photo © Islamic Arts Magazine
The Rustem Pasha Iznik tiles / Photo © Islamic Arts Magazine
The Topkapi Palace, Iznik tiles / Photo © Islamic Arts Magazine
The Topkapi Palace, Iznik tiles / Photo © Islamic Arts Magazine

Сады и любовь к цветам сформировали ключевые элементы исламского искусства и имперской культуры. Тюльпан стал неотъемлемой частью османских садов и ландшафтного дизайна. Султан Селим II (г.п. 1566-74) заказал, например, 50 000 луковиц диких тюльпанов для своих дворцовых садов. В результате культивации были выведены тысячи сортов. Поэтические персидские названия, которые были даны им во время правления Мехмеда IV (г.п. 1648-66) еще больше подчеркивают любовь османов к тюльпанам. "Райский свет", "Бесподобная жемчужина", "Материя любви", "Роза рассвета" или "Фонтан жизни" вот далеко не полный перечень поэтических названий сортов. Форма идеального тюльпана в Османской культуре отличается, однако, от европейского вкуса; тюльпаны, которые считались самыми красивыми, были длинными и тонкими с заостренными лепестками. Такой тип часто встречается в Османском декоративном и книжном искусстве. Тюльпаны также достигали непомерных цен на османских территориях, одним из наиболее дорогостоящих сортов был "Гранатовое копье". Потребовался даже специальный указ дабы контролировать спекуляцию и фиксировать цены на самые редкие сорта, тем самым предотвращая бум на тюльпаны, как это случилось в Нидерландах. "Эра тюльпанов", (1718-30), такое название получило время большого художественного спроса на цветок в кругах аристократии. Страсть к тюльпанам несколько ослабла во второй половине 18-го века, но никогда не исчезала, что успешно демонстрируют современные фестивали тюльпанов в Стамбуле.

Gafur Yakar, Lale ebru / Courtesy of Gafur Yakar
Gafur Yakar, Lale ebru / Courtesy of Gafur Yakar

Аккуратная, элегантная форма тюльпана и его потрясающая цветовая гамма отражают поэтичность и мистику цветка, наряду с его непредсказуемостью. Цветок порой запутывал селекционеров. Луковицы, которые дают однотонный цветок в один год, в следующем поразят своей пестротой, семена одного цветка, посаженные в схожих условиях дадут различное цветение. Тюльпан, очевидно, обладает непостижимой собственной жизнью и, возможно, по этой причине, он остается на одном уровне с извечной розой, даже не обладая особым запахом. Тюльпан продолжает царствовать в турецком изобразительном искусстве. Его стройный силуэт по-прежнему присутствует в керамике, например, ebru и tezhip. Он также является брендом в туристической, финансовой и культурной отраслях. История любимого цветка к счастью еще не окончена.

по материалам Valerie Behiery, Islamic Art historian, Ph.D. "Beloved Bloom: The Tulip in Turkish Art"

специально для сообщества в Вконтакте ethnische idylle | EI