Сады и любовь к цветам являются ключевыми элементами исламского искусства и культуры Османской империи. Тюльпан неотделим от османских садов и садового дизайна.
Сегодня чай ассоциируется с Британией, кафе с Францией, а тюльпаны с Голландией. Эти западные культурные заимствования могут ввести в заблуждение людей, не знающих подлинной истории чая, кафе и тюльпанов. Последние два явления европейцы переняли у османов. Если распространение кофеен в Европе подвергалось социальной критике в определенных кругах, то тюльпаны сразу же очаровали европейцев, как и турок столетиями ранее. Ботаник Шарль де Леклюз привез тюльпан в Европу во второй половине 16 века и, вместе с ним, ауру таинственности, которая окружала как цветочную, так и Османскую культуру. Тюльпан, который теперь глубоко вплетен в голландскую национальную идентичность, символизировал богатство, благородство и красоту и оказал значительное влияние на садоводство и изобразительное искусство. Возникали и финансовые эксцессы в Нидерландах. Во время тулипомании (1633-1637 гг.), периода голландского золотого века, тюльпаны были настолько ценными и дорогими, что одна луковица равнялась стоимости элегантного дома в лучшем районе Амстердама. Обожание, страсть и эмоции, которые тюльпаны вызвали как в Европе, так и на Ближнем Востоке, невольно заставляют задуматься: "Не обладают ли они какими-то тайными магическими свойствами, делающими их такими завораживающими?"
Тюльпан родом из Средней Азии, родины тюрков, что объясняет неразрывную связь с историей этих народов. Несмотря на то, что цветок из семейства Лилейных прочно ассоциируется с Османским периодом, он играл свою роль уже во времена Сельджуков (1077-1308). Тюльпанные мотивы встречаются, например, на красивых цветных плитках, которые когда-то украшали дворец султана Кей-Кубада с видом на бирюзовые воды озера Бейшехир. Цветок появляется в поэзии конийца Руми, персидских поэтов, Омара Хайяма и Хафиза. Это свидетельствует о том, что привлекательность цветка на Ближнем Востоке простиралась за пределы тюркского мира. Но без сомнений, особую исключительность тюльпан обрел в Османский период, где занял важное место в планировке садов и произведениях искусства. Изящно выполненные тюльпаны украшают изникскую керамику, парчовые одеяния султана Сулеймана, миниатюры Левни, витражи, ковры и вышивки.
Как символ тюльпан богат и многогранен. Тюльпан не только олицетворял женскую красоту, совершенство, рай, далекую родину и культурную общность, но и обладал элементами духовной материи. Считалось, что он защищает от зла, о чем свидетельствуют османские талисманы или боевое облачение из захоронения сына Султана Мурада. Одеяние экспонируется в Стамбульском музее Турецкого и декоративного искусства. На облачении Баязида спереди вышиты коранические стихи, а на спине красуются тюльпаны. Чтобы лучше понять распространенность тюльпанных мотивов в узорах и декоративных элементах религиозных учреждений, как например керамическая плитка мечети Рустема Паши в Стамбуле, необходимо, обратиться к семантике. Турецкое (первоначально персидское) слово тюльпан, lale, обладает орфографическим и звукоподражательным сходством со словом Allah. Более того, в системе абджад, элементе исламской нумерологии, lale имеет ту же ценность, что и Allah. Тюльпан как таковой является объектом духовной медитации. Мистики также любили утверждать, что "это цветок смиренный, потому что, когда он цветет, то склоняет голову перед величием Бога".
Сады и любовь к цветам сформировали ключевые элементы исламского искусства и имперской культуры. Тюльпан стал неотъемлемой частью османских садов и ландшафтного дизайна. Султан Селим II (г.п. 1566-74) заказал, например, 50 000 луковиц диких тюльпанов для своих дворцовых садов. В результате культивации были выведены тысячи сортов. Поэтические персидские названия, которые были даны им во время правления Мехмеда IV (г.п. 1648-66) еще больше подчеркивают любовь османов к тюльпанам. "Райский свет", "Бесподобная жемчужина", "Материя любви", "Роза рассвета" или "Фонтан жизни" вот далеко не полный перечень поэтических названий сортов. Форма идеального тюльпана в Османской культуре отличается, однако, от европейского вкуса; тюльпаны, которые считались самыми красивыми, были длинными и тонкими с заостренными лепестками. Такой тип часто встречается в Османском декоративном и книжном искусстве. Тюльпаны также достигали непомерных цен на османских территориях, одним из наиболее дорогостоящих сортов был "Гранатовое копье". Потребовался даже специальный указ дабы контролировать спекуляцию и фиксировать цены на самые редкие сорта, тем самым предотвращая бум на тюльпаны, как это случилось в Нидерландах. "Эра тюльпанов", (1718-30), такое название получило время большого художественного спроса на цветок в кругах аристократии. Страсть к тюльпанам несколько ослабла во второй половине 18-го века, но никогда не исчезала, что успешно демонстрируют современные фестивали тюльпанов в Стамбуле.
Аккуратная, элегантная форма тюльпана и его потрясающая цветовая гамма отражают поэтичность и мистику цветка, наряду с его непредсказуемостью. Цветок порой запутывал селекционеров. Луковицы, которые дают однотонный цветок в один год, в следующем поразят своей пестротой, семена одного цветка, посаженные в схожих условиях дадут различное цветение. Тюльпан, очевидно, обладает непостижимой собственной жизнью и, возможно, по этой причине, он остается на одном уровне с извечной розой, даже не обладая особым запахом. Тюльпан продолжает царствовать в турецком изобразительном искусстве. Его стройный силуэт по-прежнему присутствует в керамике, например, ebru и tezhip. Он также является брендом в туристической, финансовой и культурной отраслях. История любимого цветка к счастью еще не окончена.
по материалам Valerie Behiery, Islamic Art historian, Ph.D. "Beloved Bloom: The Tulip in Turkish Art"
специально для сообщества в Вконтакте ethnische idylle | EI