Смотрю я на своих студентов, и множество разных мыслей роится в голове.
Это дети, которые по тем или иным причинам не стали продолжать обучение в школе. Первый курс (почти в каждой из 8 групп, в которых я работаю) с едва уловимой горечью в голосе на первых же занятиях объявил мне - мы же тупые!
У этих детей уже сложился стереотип восприятия их окружающим миром. Они - тупые.
Понятно, что в школе не могут быть все отличниками. Понятно, что для подготовки к ЕГЭ нужны определенные навыки и умения. И тем, кто не смог развить и воспитать в себе эти навыки, лучше вовремя “уйти с дистанции”, найти себя в учебных заведениях среднего уровня, то есть в ПТУ (которые сейчас называют красивыми словами “техникум”, “колледж”).
Но зачем выпроваживать ребят из школы с таким напутствием? Ведь эта мысль вдалбливается в головы ребят на протяжении ряда лет. Не получается написать сочинение - тупой. Не решаешь задачку сходу - тупой. Не принимаешь участие в концерте? А оно тебе надо? Ты же тупой!
Прямо это слово, может, и не произносится. Но у учителя найдется довольно широкий арсенал “инструментов”, чтобы дать понять ученику, кем он выглядит в глазах учителя.
Это грустно, но не об этом я хотела сегодня рассказать.
На днях был у меня в техникуме такой случай. Дело было на четвертой (последней) паре во второй смене. Студенты не все проживают в нашем городке, многие приезжают из близлежащих селений, кто на автобусе, кто на электричке. Чтобы успеть на последнюю вечернюю электричку, некоторые отпрашиваются у мастера уйти с пары пораньше. И спокойно уходят, сказав мне, что их отпустил мастер.
А автобусный рейс еще будет, но через час после окончания пары.
И вот я наблюдала борьбу ребенка с самим собой.
- Отпустите меня пораньше, у меня автобус через 10 мин.
- И больше рейсов не будет?
- Будет, но через полтора часа!
- Но я не вправе тебя отпустить. Хотя и держать я тебя за руку тоже не буду. Дверь открыта, можешь встать и уйти.
Ребенок обрадовался:
- Что, прям могу встать и уйти? - и делает движение вроде как встать. - Но Вы меня отпускаете?
- Нет.
Плюх на место.
- Как же я уйду?
- Тебе же надо на автобус? Решай, что для тебя важнее - мое разрешение или твоя безопасность. Стоять вечером на остановке целый час - развлечение весьма сомнительное.
- Но я не могу просто так уйти! Скажите хотя бы “да”!
Понимаете, в этом человеке сформированы внутренние запреты! Он не может просто плюнуть, встать и уйти! Честно скажу, я его зауважала. Но вслух сказала:
- Нет, дорогой. Не перекладывай решение своей проблемы на меня. Если ты встанешь и уйдешь, я шуметь не буду. Но если у кого-то возникнет вопрос, почему ты не досидел до конца пары, я скажу, что я тебя не отпускала.
Он все-таки убежал на автобус. Но для него это был некий момент истины.
Так вот. В техникумах, бывших ПТУ, учатся порой замечательные ребята. И очень жаль, что в школе для них не нашлось в свое время слов поддержки, одобрения. И пусть бы они ушли все-таки в это ПТУ, но с другой формулировкой в сознании, с другими установками и с другой самооценкой.
Это мое мнение. Что думаете по этому поводу вы?