"Еще подростком выступая в школьных спектаклях и концертах, Семенова обещала очень многое..." - вспоминает Федор Васильевич в своей книге "Шестьдесят лет в балете".
Марина Семёнова родилась в Санкт - Петербурге в 1908 году. В 1925 окончила Ленинградское хореографическое училище.
"За минувшие десятилетия сложилась легенда о том, что Семенову "сделала" Ваганова, в классе которой Семенова училась. Многие педагоги рвутся "делать" таланты, убеждая себя и других, что им это удается. Нет ничего хуже и вреднее этого заблуждения.
...Мы не слишком вникаем в то, кто учил Фанни Эльслер, Карлотту Гризи, Анну Павлову, Тамару Карсавину, Екатерину Гельцер и других. Право же, все эти балерины делали своих педагогов знаменитыми, а не наоборот", - пишет Федор Лопухов.
Семёнова была любимой ученицей Вагановой. В лице Семеновой советский театр приобрел балерину лирико-героического плана, на редкость "русскую" балерину. Ей было доступно всё - народные танцы, характерные, классические - высочайшей виртуозности.
Будучи воспитанницей хореографического училища, всегда танцевала сольные партии. В возрасте 13 лет дебютировала в своей первой роли в балете Льва Иванова "Волшебная флейта", также участвовала в спектаклях театра.
"Потряс публику ее талант в "Баядерке", особенно в танце со змеей.
...Танец Семеновой в смысле состояния, напряжения, формы не имел ничего общего с тем, что делали прежние исполнители - Кшесинская, Павлова, Гельцер и другие. Если бы даже Ваганова могла показать их трактовку, она ровным счетом ничем не обогатила бы Семенову"
После революции 1917 репертуар театра составляли балеты, доставшиеся в наследство от великих хореографов XIX века. Семенова станцевала все, начиная с "Тщетной предосторожности" и заканчивая вершиной лирики - "Жизелью" и "Лебединым озером". Что бы ни делала Семенова, она была на сцене сказочной царевной из русских сказок.
В 1930 году Марина Семенова была принята в труппу Большого театра, что принесло ей известность и славу, но так и не дало самого главного - новых ролей, специально созданных для обогащения ее таланта и раскрытия способностей.
"Я говорил, что талант не рождается в классе, - это верно. Но талант нуждается в питательной среде для расцвета. Этого-то у Семеновой-то и не было, а потому творческая жизнь балерины прошла вполовину или в четверть накала, которым она обладала. Говорю об этом с чувством огромного огорчения. Репертуар должен выбираться и заново создаваться в расчете на имеющихся исполнителей. ...Надо все время ставить перед ними новые задачи, чтобы в преодолении трудностей шире и глубже раскрывалась душа артиста. ...Балетмейстер, как садовник, должен уметь видеть и предвидеть. Но для этого ему необходимо слить свои творческие интересы с интересами исполнителей, а это обязывает подчас поступаться "своим" ради "чужого", - размышляет Федор Лопухов.
До 1952 года Марина Семенова выступала на сцене Большого театра. В 1953 стала педагогом-репетитором. Ученики Семёновой - целая плеяда великих артистов советского и российского балета.
Другие статьи:
Ирина Колпакова в балете "Щелкунчик"
Галина Уланова - нечаянная радость
Почему балерины долго живут?