Найти тему
Tatyana Kitsya

Про "Лето" субкультуры и «бардов с барабанами»

Прочитала рецензию Троицкого на Лето. Почему этот мюзикл такой невеселый - иронически вопрошает критик. Я лишена такого величия, но имею ответ. Потому, что с режиссерской точки зрения Лето - мета-высказывает, которое работает везде и всегда. Высказывание про то, как субкультура накапливает достаточный потенциал, и вдруг становится культурой массовой.

Субкультура, строившаяся вокруг рока при Советах, не была элитарной, но все равно имела входной ценз в виде определенной наслушанности и начитанности. Никакого русского рока тогда не было, была просто «музыка для своих».

Например, "Дрянь" Науменко - выглядит как талантливое авторское переложение английской рок-баллады на русский. Как хорошо сказал Шклярский – сначала мы пели для друзей, потом оказалось, что друзей у нас целый стадион.

Но однажды экономико-социальные звезды сошлись, в этой субкульутре родился пресловутый «русский рок» иронически поименованный в фильме «барды с барабанами».

Майк Науменко
Майк Науменко

Цой не был единственным, кто пробил потолок субкультуры и шагнул в массы. Процесс был объективный, одномоментно появился целый выводок: Алиса, Наутилус, ДДТ, группа Центр, Примус, и др. Чтобы слушать "Восьмиклассницу" или "Осень" уже не требовалось знать фонографию Игги Попа, и вообще, что за поп такой.
Конгениальный Балабанов тонко этот момент перехода ощутил и определил брату Даниле в любимые группы именно «бардов с барабанами» - «Наутилус». Они – пограничники между двумя социальными стратами. Уже достаточно понятные шир-нар-массам, но людям субкультуры слушать их тоже не постыдно, в отличии от «Дуся-Агрегат-на-100-килловат».
Момент перехода в массы очень тягостный для тех, кто внутри субкультуры.
Любой, у кого хобби однажды превратилось в работу, переживал этот излом. Вроде и хорошо – тебя признали и платят как настоящему, но так сцука тяжело, радости никакой – хоть в петлю.
В случае с субкультурой масса народу огребает психо-травму одновременно. Вроде жили-не-тужили в коконе, говорили на своем птичьем языке, знали друг друга если не в лицо, то по номеру телефона. И вдруг "город золотой" рассыпался в прах, жители обнаружили себя посреди колхозного рынка. Вонь, гнилые овощи, собачье говно, грязные волосатые руки продавцов, потные жирные покупательницы, мятые трешки, и Цой из всех динамиков орет про пачку сигарет. Феерия!
Даже сам Гайдай не снял бы жизнерадостного кино про этот ужас.
Но, справедливости ради, фанатам «вампирской эстетики», паломничавшим в Карпаты к замку Влада Цепеша, тащившимся от «Голода» и «Интервью с вампиром» было ничуть не легче когда вышли «Сумерки» и каждая прыщавая ссыкуха стала рассуждать в днявочке, как устроены зубы у вампиров. Людям, которые вылавливали по аукционам оригинальные комиксы 40-х и хранили в банковской ячейке, тоже хирово при виде афиш супергеройских блокбастеров и публики, которая валом валит, «не понимая тонкости обхождения».
Увы, так бывает.
Вокруг нас масса субкультур разной степени востребованности, какие взорвутся и станут массовыми предугадать очень сложно. Главное, дражайшие подписчики, если вас накроет осколками взрыва, не огорчайтесь слишком сильно. «Следите за собой» (С)

PS Только Ефремемов - внук похож на молодого БГ. Ю не похож на Цоя вообще! В некоторых ракурсах сняли так, что кажется повернется и увидишь Цоя. НО! Я была на концертах Цоя много раз, от него перла такая мощная и агрессивная харизма даже круче, чем у Кинчева.
Харизма Ю другого свойства - он приятный паренек типа Ильи Лагутенко.
Рома Зверь большой молодец, только на Майка Науменко не похож ни фига. Науменко был тонкий, интеллектуальный человек, как Гребенщиков и Курёхин. такие люди могли сколь угодно пить, ругаться матом и блевать на ковры, это их не превращало в быдлованов. Но Рома при всем уважении - играет именно быдлована.