– Ну, нашли вы это чертово золото. Как делить его будете? – Голос женщины был недовольным. – С братьями и сестрами не перессоритесь? – Вначале надо найти это золото, – сухо ответил муж. – А дальше видно будет. Перед богатством не все думают о родственниках.
Женщина, взглянув на переднее стекло автомобиля, резко оцепенела. Испугавшись, вскрикнула: – О боже! Немного успокоившись, посмотрела на мужа, разинув рот: она хотела что-то сказать, но не могла. Далее она долго всматривалась в машинное стекло. И, уже изрядно проехав, вздохнув полной грудью, она стала дышать глубоко и спокойно. Улыбнулась. Еще раз взглянула на мужа. – Вроде это только сон, – сказала она, придав голосу уверенность. – Видимо, сладко задремала… Муж взглянул на нее удивленно. – Что, черная корова? Жена, конечно же, не видела широко раскрытые от удивления глаза мужа в темной машине. Но она это чувствовала всей своей душой и телом. – Да, я видела черную корову, – сказала она, будто радуясь своей глупой наивности. – Она шла прямо на нашу машину и вдруг резко пропала.
– Говоришь, черная корова… – Да, она очень большая была. – Женщина усмехнулась. – Я даже подумала, разве бывают такие большие коровы. Если такая корова встретиться наяву, то она просто разорвет машину в клочья. Да ладно, это был только сон. Мужчина промолчал. Закурил сигарету. Ничего не сказав, затянулся пару раз и выкинул сигарету в окно. Далее повернулся к жене. – Говоришь, разные сны снятся? – сказал он, делая ударение на каждом слове. – А ведь ты не спала. – Как так?.. – Вот так. Ты сидела и со мной разговаривала.
– Разыгрываешь… – Ну, конечно, шучу… – Голос мужа был твердым и сухим. – Говорила про золото. И вдруг резко вскрикнула и замерла. И начала рассказывать про черную корову. Жена молчала. Она не знала ни что думать, ни что сказать. – Мы доехали до горы, где по преданию зарыто золото, – не желая надолго затягивать молчание, сказал муж. – Это на самом деле суеверное, опасное место. И черную корову здесь видела не только ты одна. А вот я не видел, сказки все это, – сказал муж, но продолжить разговор не успел. …На дороге, впереди, стояла огромная черная корова, готовая разом боднуть машину; он резко нажал на тормоз и повернул руль на обочину дороги. Гул и скрежет тормозов разорвали ночную тишину, послышись хруст деревьев и шум искореженного металла. «Жигули» рванули в кювет, машина несколько раз перевернулась, ударилась в толстую пихту, и вновь мир охватила тишина.
Так я и представил автоаварию, случившуюся близ деревни Шулганово Та-тышлинского района Республики Башкортостан. Эти края привлекают к себе внимание не только паранормальными явлениями, но и своей древней историей. Этот район был издавна под прицелом историков и археологов. Источники, доказывающие проживание с начала нашей эры в этих местах людей, притягивали ученых. А в 1967 году под руководством академика Н.А. Мазито-ва археологи находят древнее городище (Шулгановское городище, Шулга-новское селище), оно располагалось в местах-горах, называвшимися «Кала-тау», «Акуптау», «Буртау», «Такмантау». Это городище было окружено глубоким рвом и тыном в 4-5 метров. В низовьях гор на речках Гаря и Шашкип располагались и древние деревни. По мнению ученых, эти городища функционировали во втором веке нашей эры и относятся к Бахмутинской археологической культуре. Эту культуру сформировали гуннские и финно-угорские племена. В то же время есть ученые, которые относят данные находки к Мазунинской археологической культуре, которая образовалась как поглощение скифско-сар-матской общности финно-угорскими, мадьярскими и балтскими племенами. Во втором веке она подвергается сильнейшему влиянию гунн, а далее тюрков и в VII веке рождает Бахмутинскую культуру. Эти процессы являются следствием Великого переселения народов. Даже в наше время эти места своими легендами привлекают внимание деревенских обывателей. В этих горах, а точнее – под ними, слышатся странные звуки, похожие на звон железа. Местные жители, опираясь на сохранившиеся сказания, считают, что там зарыто золото Салавата Юлаева и Емельяна Пугачева.
А какое золото без хозяина? Вот этой хозяйкой золота и является, как многие считают, черная корова, которая является тем, кто забыл о духовных ценностях и только думает о богатстве. Деревенские старожилы рассказывают, что в этих местах постоянно воевали повстанцы с царскими войсками. И, видно, в то время и закопали клад восставшие. Однако до сих пор эти богатства не найдены, хотя многие искали их. Если вопрос золота остается открытым, то, несомненно, здесь часто случаются трагедии. К представителям бахмутинской археологической культуры в VII–XII веках приходят знатные булгарские племена бу-ляр, биляр, гайна, джаней, юрматы, юрми и основываются на берегах Агидели, Камы, Буя, Таныпа, Гаря. Влияние булгарс-ких племен сохранилось и в топонимике. Например, деревня Юрмияз и река Юрми были названы в честь булгар, также деревня Болгар, да и сам районный центр Та-тышлы, – от булгарского племени Татыш (по-русски – Тетуши).
Позже сюда приходят башкирские племена, которые были ассимилированы булгарами. А в XIII–XV веках эти земли попадают под владычество Золотой Орды и к здешним племенам присоединяются монгольские, тюркские, огуские – печенежские, уранские племена. Таким образом, во времена Великого Булгара (VIII–XII вв.), Золотой Орды (XIII–XV вв.), Казанского ханства (1438– 1552 гг.) эти земли были подвластны мощным государствам и, соответственно, здесь перемешалось многих этносов – скифов, сармат, гуннов, тюрков, финно-угров, мадьяр, башкир, монголов. Родословная известного поэта Гали Чокрыя также подтверждает нашу позицию. Его род исходит из племени Кара Табын, которое кочевало по реке Миас и затем переселилось в Татышлы. Его пращур был знаменитый Муйтан-бий, который верой и правдой служил Чин-гисхану, за оказанную доблесть он был награжден всеми башкирскими землями по Уралу и Агидели. Далее его внуки служили казанскому хану, защищали северо-восточные границы ханства, за что получили прозвище Иректы (крепость). С представителями казанского хана они охотились по берегам озера Сырган, что близ деревень Чокыр и Джиримзи.
Во времена казанского ханства эти земли подвергались нападению ногайских татар, но все же сломить сопротивление им не удалось. Вскоре они смешались с местным населением. Остатки ногайского языка до сих пор чувствуются в таких аулах, как Илмат, Булегарт – Кай-пан, Кодаш, разговаривая, они используют ногайское слово «кый». Между деревнями Шулган, Кашкак, Сабанчы есть лесок под названием Ну-гай (ногайский). На этом месте в средние века располагались ставка ногайского хана и его войско вместе с юртами. Отсюда нападали на гору Такмантау, где держали оборону, скидывавшие на них дубовые бревна через крепостные стены и ров, который был вырыт китменем, что, вероятно, и дало название горе (переиначено от Кетментау в Такмантау).
За ногайским леском есть местечко под названием Чардугантау. По преданию, здесь похоронен булгарский мурза, а далее есть древнее кладбище Алыплар зираты. По сказаниям, здесь похоронены воины со времен Великого Булгара.
Таким образом, мы видим, что история аула отразилась в противоречиях между Казанским ханством и Ногайской Ордой после распада Золотой Орды. Мы рассматривали общерайонную историю, сейчас перейдем к истории непосредственно деревни Шулгана. Старожилы говорят, что была письменная история шежере – родословная Шулгана; по одной версии, она пропала во время Гражданской войны, по второй – сгорела во время пожаров в 1906 или 1931 годах, по третьей – ее потерял один мулла, когда его репрессировали. Есть также версия, что она хранится у какого-то старика близлежащей деревни. Есть легенда и том, что ее вывез в Турцию грамотный мулла, экстрасенс, врач Рахимджан. Что бы ни говорилось, но письменная история деревни до сих пор не найдена.
#юрми #татышлы #краеведение #уфа