Найти в Дзене

Как справиться со страданием, причиненным злом? Вера.

Всем нам приходилось видеть последствия зла. Мы можем прийти к пониманию того, что вызываемое им страдание укрепляет дух человека, что, преодолевая превратности судьбы, человек получает удовлетворение. Но подобные открытия не приносят облегчения страдающему сердцу. Неизбежно у нас возникает вопрос: почему это должно было произойти? Авраам спрашивал Бога: «Неужели Судья всей земли не будет судить справедливо?» (Библия). И его вопль отозвался через сотни поколений пропитанной слезами истории. Никакие объяснения не могут облегчить боль страдания. Даже самое логическое обоснование остается в лучшем случае лишь теоретическим. Сердце не может примириться с болью страдания. С другой стороны, вера в Бога не зависит от философских вопросов. Интеллектуальное недовольство не может поколебать веры человека, которая покоится на внутреннем чувстве того, что истинно и реально, что гораздо сильнее логики и выходит за пределы страданий, причиняемого злом. В этом и состоит парадокс веры: мы бросаем вызо

Всем нам приходилось видеть последствия зла. Мы можем прийти к пониманию того, что вызываемое им страдание укрепляет дух человека, что, преодолевая превратности судьбы, человек получает удовлетворение. Но подобные открытия не приносят облегчения страдающему сердцу. Неизбежно у нас возникает вопрос: почему это должно было произойти? Авраам спрашивал Бога: «Неужели Судья всей земли не будет судить справедливо?» (Библия). И его вопль отозвался через сотни поколений пропитанной слезами истории.

Никакие объяснения не могут облегчить боль страдания. Даже самое логическое обоснование остается в лучшем случае лишь теоретическим. Сердце не может примириться с болью страдания. С другой стороны, вера в Бога не зависит от философских вопросов. Интеллектуальное недовольство не может поколебать веры человека, которая покоится на внутреннем чувстве того, что истинно и реально, что гораздо сильнее логики и выходит за пределы страданий, причиняемого злом.

В этом и состоит парадокс веры: мы бросаем вызов Богу, но принимаем всё, что Он делает, ибо признаем Его реальность, не совпадающую с нашей, превосходящую нашу, ибо нам не понять Его таинственные пути. Разум борется за то, чтобы найти объяснение случившемуся, а сердце учит любить. Разум пытается распределить по категориям события, вступающие между собой в противоречие, а сердце допускает противостояние. Тяжелое оскорбление и глубокая привязанность, осуждение и одобрение, страдание и блаженство – все это находит место в сердце.

Да, мы задаем вопросы Богу, бросаем Ему вызов. Мы молимся и просим, требуем, чтобы Он покончил со злом и страданием. Однако понимаем, что лишь Ему известны причины трагедий, страданий. Единственным истинно правдивым для сердца ответом на возникающие вопросы является молчание. После того как все произошло, нет слов для объяснения той боли, которую нам причиняет зло, никакие слова не могут его уничтожить.

Но мы должны помнить и то, что Бог дал каждому из нас цель в жизни: совершать и стимулировать добрые дела, поступки; использовать наше время, энергию и знания для того, чтобы пробить стены «сосуда» и увидеть заключенный в нем «свет» Бога. Несмотря на отсутствие удовлетворительного ответа на вопрос о зле, можно – и должно – вести жизнь, полную смысла, содействовать торжеству добра и справедливости, созданию мира, в котором нет питательной среды для зла, а в сердце человека нет места жестокости.

Как же следует реагировать на такую опустошительную катастрофу, как Холокост? Разумеется, нет объяснения подобному бессмысленному злу, и мы, казалось бы, должны бросить вызов Богу за то, что Он допустил это. Однако этот опыт можно интерпретировать как последнее испытание, которое мы должны встретить с полной решимостью, не допуская, чтобы трагедия нас сковала, с еще большей приверженностью к силам добра. Независимо от того, сколько времени потребуется миру, чтобы покаяться за Холокост, каждый из нас должен заявить: «Что касается меня, то я не ослаблю своей решимости исполнить мое предназначение и сделать этот мир жилищем для Бога».

Каков же лучший способ борьбы со злом и страданием, которое оно причиняет? Вера приводит нас к замечательному и прагматичному выводу. Мы не должны замыкаться в своих сердцах или умах на попытке ответить на этот вопрос, ибо мы никогда не найдем адекватного ответа на него. Вместо того чтобы бесконечно размышлять об отрицательных событиях и явлениях, мы должны сосредоточиться на тех добрых делах, которые можем совершить.

Мы способны противостоять силам зла, направляя на них свет добра, и уверены, что добро восторжествует. Эта уверенность выходит за рамки обычного оптимизма. Поскольку добро – это естественное состояние мира и человечества, его влияние непреходяще, оно может только возрастать. Добрые дела человека, совершаемые им на протяжении всей жизни, – это строительные блоки, из которых складывается окончательное торжество добра во всем мире. Моральные повторения не являются пороком, они – побочные продукты процесса. Можно ожидать, что силы добра покажут полную мощь, и тогда силы, из которых проистекает зло, попытаются нанести ответный удар. В последний раз они выступят на защиту зла на грани своего полного краха.

После многих лет распространения добра, после всей крови и всех слез, пролитых людьми в борьбе со злом, мир фактически наполнился положительной духовной энергией. Добро лежит непосредственно под внешней оболочкой этой энергии, готовое вырваться наружу. Следующий шаг – за нами. Делая еще одно доброе дело, мы склоняем чашу весов, освобождаем накапливавшееся веками сияние, погружаем весь мир в свет знания и доброту Бога.

Из книги "К жизни, полной смысла" Менахема Мендела Шнеерсона, составитель Симон Якобсон.

Подписывайтесь на блог, вступайте в группу вконтакте.

-2