Вскоре после Усть-Катава трасса М5 выемкой проходит сквозь небольшой хребет с каменистыми обнажениями, который так и называется – Каменные горы.
Здесь мы можем наблюдать выход каменной породы на поверхность сразу с двух сторон от дороги.
Проехав выемку в Каменных горах, сразу обращаем внимание на открывающиеся панорамные виды высоких горных хребтов справа от дороги. Это уже не всякие там «предуралья», «предгорья» и «западные склоны» Южного Урала – это уже самые что ни на есть настоящие Уральские горы во всей своей красе!
Прямо на горизонте, покрытый синеватой дымкой, возвышается хребет Зигальга – один из самых мощных и протяжённых хребтов Южного Урала. Наивысшая точка этого хребта – гора Большой Шелом (высота 1427 метров), завершающая хребет с правой стороны – является третьей по высоте на Южном Урале (после вершин Ямантау и Иремель).
Внизу, уютно расположившись среди высоких горных хребтов, спрятался город Трёхгорный, являющийся закрытым административно-территориальным образованием (ЗАТО). Попасть на территорию города можно только по заранее оформленным пропускам, так как он является режимным объектом. Это связано с тем, что в Трёхгорном находится секретный Приборостроительный завод по производству атомных бомб. Сейчас это одно из ведущих предприятий атомной промышленности в России, где производятся ядерные боеприпасы. В советское время само существование города являлось государственным секретом, его не наносили на географические карты, а назывался он вначале Златоуст-20, потом Златоуст-36. Город Трёхгорный также относится к городам горнозаводской зоны Челябинской области.
Чуть левее от Трёхгорного можно увидеть очень красивый горный хребет Нургуш. Его белые склоны, покрытые каменными россыпями – курумниками, издалека напоминают вечные снега высокогорных вершин. А в тёмно-зелёных лесах, покрывающих нижние части склонов Нургуша, водятся самые крупные хищные звери Урала – бурые медведи, создавая здесь самый настоящий медвежий угол.
Максимальная высота хребта Нургуш – гора Большой Нургуш (высота 1406 метров), возвышающаяся с левой стороны хребта – является наивысшей точкой Челябинской области. Стоит отметить, что гора Большой Шелом горного хребта Зигальга, которая выше Большого Нургуша всего на 21 метр, территориально находится уже в Башкортостане.
Небольшой островок с маленькими домиками, спрятанный среди высокой и могучей уральской тайги на фоне величественного горного хребта Нургуш – это бывший посёлок Василовка, а нынче район Красная Горка города Юрюзань.
Левее хребта Нургуш можно увидеть ещё один мощный хребет Уральских гор, высоты которого практически на всём своём протяжении превышают 1000 метров – это хребет, который называется, простите за выражение, Большая Сука́. Обратите внимание на ударение во втором слове во избежание недоразумений при произношении этого названия вслух. Существует несколько версий происхождения названия Большая Сука, среди которых предпочтительной считается происхождение от башкирского слова «суук», что означает «холодный». Из интересных можно назвать версию известного уральского топономиста Александра Константиновича Матвеева, который утверждал, что русские жители назвали этот хребет так потому, что там очень неудобные места для ходьбы.
Максимальная вершина хребта – гора Большая Сука (высота 1194 метра).
Внизу, на фоне хребта Большая Сука, можно увидеть ещё один город горнозаводской зоны Челябинской области – город Юрюзань. Так же, как и большинство городов этой зоны, Юрюзань был основан как посёлок при строительстве железоделательного завода. В советское время здесь производили бытовые холодильники «Юрюзань». В настоящее время крупных промышленных предприятий в городе нет.
С левой стороны от дороги можно увидеть красивые высокие скалы с произрастающими на их вершинах и склонах берёзками и маленькими сосенками – это каменистые обнажения уже знакомых нам Каменных гор, нависающие прямо над дорогой. Только здесь дорога проходит не сквозь гору, а лишь обходит её по краю, обрываясь пропастью вниз с правой стороны от обочины.
В этом месте, на мой взгляд, находятся одни из самых красивых скал вдоль всей трассы М5 «Урал». Жители некоторых городов России могут увидеть здесь названия своих городов, оставленные красками на скалах их соотечественниками. Пока что побеждают омичи – название их города Омск на скалах встречается наиболее часто.
Возле города Юрюзань мы переезжаем по мосту реку Юрюзань – это та самая красавица Юргызань из местной легенды про злого волшебника Шихана. В переводе с башкирского «йүрүҙән» означает «большая река».
С автомобильного моста через реку Юрюзань мы можем увидеть необыкновенно красивую скалу, выступающую прямо к реке. Только тонкая прямая линия железной дороги и извивающаяся змейкой вокруг скалы автомобильная дорога, да ещё небольшая зелёная полоска деревьев отделяют её от реки Юрюзань. Это место является одним из самых живописнейших на всём протяжении трассы М5 «Урал».
Старая однопутная неэлектрифицированная железная дорога с деревянными шпалами – это тупиковая линия от станции «Вязовая» исторического хода Транссиба до города Катав-Ивановск, где эти рельсы и заканчиваются. Железнодорожная линия Вязовая – Катав-Ивановск была запущена в эксплуатацию в 1905 году, в настоящее время пассажирское движение здесь не производится.
Автодорога, которую мы видим с моста, ведёт из города Юрюзань в посёлок железнодорожной станции «Вязовая», и дальше уходит в сторону сёл Тюбеляс и Мурсалимкино. Именно там, на станции «Мурсалимкино», 11 августа 2011 года грузовой поезд с головным локомотивом ВЛ10-336 сбил корову, в результате чего была повреждена тормозная система поезда, что в конечном итоге привело к железнодорожной катастрофе недалеко от обгонного пункта «Ерал».
Живописная скала, которая выступает к реке Юрюзань возле железнодорожного переезда, и которую мы видим с автомобильного моста на трассе М5, является началом небольшого горного хребта Юкала.
На вершине скалы и по её склонам словно волной произрастают красивые тонкие корабельные сосны.
Чуть дальше по трассе М5 возле города Юрюзань мы пересекаем по мосту ещё одну реку. Это небольшая речка с красивым названием Сильга, приток Юрюзани. Сама река очень мелкая, местами пересохшая, её длина составляет всего 28 км, и выглядит она не впечатляюще.
Гораздо больший интерес представляет окружающая Сильгу природа – это небольшие красивые островки хвойных деревьев на берегу реки, среди которых петляют грунтовые дорожки, уводящие в глухой дремучий лес.
На границе Катав-Ивановского и Саткинского районов Челябинской области установлена стела «Урал». Теперь точно нет никаких сомнений, что мы находимся на легендарном Урале! «Опорный край державы» – строчка из поэмы советского писателя и поэта Александра Твардовского «За далью – даль». Эта фраза является девизом соседней Свердловской области, и она говорит о том, что Урал сыграл одну из ключевых ролей в годы Великой Отечественной войны как главная ресурсная база страны. Широко известно, что Урал – это природная кладовая России и мира, сокровищница разнообразных минеральных ресурсов. Здесь добываются почти все виды важнейших полезных ископаемых, среди которых железо, медь, хром, никель, кобальт, бокситы, каменный уголь, соль, асбест, нефть, природный газ, золото, серебро, платина, а также множество разнообразных драгоценных и полудрагоценных камней – изумруд, аметист, яшма, малахит, россыпи алмазов и многое другое. В общем счёте в недрах Уральских гор содержится более двухсот различных видов минералов.
Уральские горы, протянувшиеся с севера на юг более чем на 2500 км, состоят из довольно невысоких горных хребтов. Достаточно сказать, что наивысшая точка всего Урала – гора Народная в Приполярном Урале – достигает в высоту всего лишь 1895 метров, поэтому часто всю цепь Уральских гор называют просто Уральским хребтом. Интересно, что Урал служит климатическим барьером между двумя частями России, и если с западной, европейской стороны климат более влажный и мягкий, то с восточной, азиатской стороны, или, как ещё говорят, за Уралом, климат более сухой, континентальный, более холодный.
Мы продолжаем наш путь дальше по трассе М5 «Урал» среди Уральских гор, но вокруг нас окружают высокие деревья, закрывая собой виды горных хребтов. Внезапно из-за поворота прямо перед нами показывается гора Большая Сука́ (высота 1194 метра) – наивысшая точка одноимённого хребта. Она значительно выделяется среди окружающих гор белой россыпью курумника на её склоне.
Большая Сука́ быстро прячется за более низкой, зелёной горой, стоящей прямо перед нами – это гора Просек (высота 643 метра), которая, в свою очередь, так же быстро скрывается за макушками деревьев, и трасса М5 делает свой очередной поворот.
В который раз мы можем полюбоваться красивыми яркими розово-сиреневыми островками Иван-чая на зелёном покрывале уральского разнотравья.
И снова перед нами у самой обочины дороги обнажаются живописные скалы на склонах гор, исписанные разноцветными красками.
Вскоре мы подъезжаем к повороту в город Бакал, рядом с которым установлена стела, изображающая сурового челябинского мужика, своими руками ломающего скалы. Это герб города Бакал, а на нём изображён рудокоп, сдвигающий камень с вершины горы, что олицетворяет силу и мощь, а также нелёгкий труд горняков.
Челябинский рудокоп – это вам не какой-то там заморский робокоп!
Бакал относится к городам горнозаводской зоны Челябинской области. Здесь расположено несколько рудников, где ведётся добыча железной руды открытым способом.
На Бакальском перекрёстке трассы М5 «Урал» также можно увидеть красиво оформленную автозаправочную станцию «Зюраткуль» в виде замка с каменной башней, которую венчает блестящий бело-золотистый купол.
Отсюда хорошо видно гору Каменный гребень (высота 1139 метров), которая является составной частью хребта Большая Сука́, и лишь на 55 метров уступает по высоте его главной вершине. Каменный гребень венчает цепочка белых кварцитовых скал, а по его склонам сползают белые каменные реки – курумники.
Читать следующую часть
Все части рассказа смотрите здесь:
- Часть 1. Восточный Донбасс
Продолжение следует (ещё не дописал)
Другие мои рассказы:
- Дорога из Ростова в Краснодар, которой больше нет
- Из Ростова на Домбай
- Из Ростова в Москву
- В Якутию на автомобиле! Шаг за шагом