Четвёртый день нашего путешествия на автомобиле из Ростова-на-Дону в Тюмень начался в окрестностях города Уфы, и сегодня мы продолжаем наш путь по трассе М5 «Урал» Москва – Челябинск. Впереди нас ждёт самый интересный участок трассы М5, который проходит через Уральские горы. Примерно в 5:30 утра по московскому времени (в 7:30 по местному) мы отправились в путь с места нашего ночлега.
В Дёмском районе Уфы трасса М5 «Урал» путепроводом проходит над железнодорожными путями станции «Дёма». Раньше здесь шёл исторический ход Транссибирской железнодорожной магистрали Москва – Владивосток.
На станции мы видим одиноко стоящий зелёный электровоз ВЛ10У- 518. ВЛ10 (Владимир Ленин, тип 10) – советский магистральный электровоз постоянного тока. С середины 1960 годов ВЛ10 являлся основным грузовым электровозом постоянного тока на территории железных дорог СССР. Модификация «У» (утяжелённый) обозначает, что данный электровоз способен перевозить более тяжёлые грузовые составы по сравнению с другими модификациями. «518» – порядковый номер электровоза (всего выпущено 982 машины ВЛ10У). Наш электровоз ВЛ10У- 518 выпущен Тбилисским электровозостроительным заводом, на что указывает маркировка «ТЭВЗ» над буферными фонарями. Также такие электровозы выпускались у нас в Ростовской области в городе Новочеркасске (НЭВЗ).
Железнодорожные линии станции «Дёма» делятся как бы на три части. Две крайние линии уводят поезда на станцию «Чишмы», откуда расходятся в сторону Самары и Ульяновска. Средняя линия, змейкой уходящая под мост, ведёт к станции «Карламан», откуда расходятся железнодорожные ветки на Оренбург и Магнитогорск.
В месте пересечения трассы М5 «Урал» с трассой Р240 Уфа – Оренбург расположен один из многочисленных дорожных указателей в Башкирии со смешными названиями городов на башкирском языке.
Вскоре мы проезжаем по автомобильному мосту через реку Белая, которая является самой крупной рекой в Башкортостане. Кроме того, река Белая – самый крупный приток Камы. Башкиры называют её Агидель (Ағиҙел). Сразу вспоминается песня «Агидель» группы «ДДТ» со строчками «…Белая река, капли о былом…». Кстати, Юрий Шевчук с группой «ДДТ» начинал свой творческий путь именно в Уфе.
Через реку Белая на трассе М5 параллельно строится ещё один автомобильный мост для увеличения пропускной способности транспорта на данном участке дороги.
С автомобильного моста хорошо видно, как над рекой, среди зелёных деревьев, вдалеке возвышаются многоквартирные дома центральной части города Уфы. Невольно вспоминаются строчки вступления ещё одной старой песни группы «ДДТ», которая называется «Мы из Уфы»:
« – Э…простите, а вы мне не подскажете, что это за город – там, на горе? – Вот это? Инан син баш боласы! Это Өфө!».
Город Уфа и его окрестности находится на территории Прибельской увалисто-волнистой равнины в Предуралье, окраинной части Восточно-Европейской равнины, прилегающей к западному склону Урала. Отсюда до хребтов Южного Урала остаётся всего 100 км.
Урбанистические городские пейзажи сменяет дикорастущая ромашка аптечная, широко распространённая по обочинам дорог.
Возле села Русский Юрмаш Уфимского района на придорожной стеле можно ещё раз познакомиться с особенностями русско-башкирского словаря.
Здесь, слева от дороги, открывается потрясающий панорамный вид на Уфу. Уфа является одним из самых протяжённых городов в России, и с этого места это очень хорошо просматривается.
В последнем районе Башкирии по трассе М5 в сторону Челябинска – Иглинском районе – возле поворота в село Балтика можно увидеть огромную ярко-красную звезду, установленную в 2015 году в память о воинах Великой Отечественной войны.
Вскоре начинается лесная зона Предуралья, и мы в первый раз пересекаем реку Сим.
Река Сим несёт свои воды со склонов горных хребтов Южного Урала, являясь притоком реки Белой. Здесь мы видим равнинную часть реки с произрастающим на её берегах лесом и длинными густыми водорослями на поверхности воды. По одной из версий, название «сим» происходит от татарского слова «усем», что означает водорослевая.
Возле реки Сим мы можем наблюдать красивые пейзажи деревьев.
Немного дальше на стоянке дальнобойщиков находится небольшая деревянная избушка-мечеть, пристроенная к придорожному кафе «Мадина» хозяином этого кафе за собственный счёт. Многие говорят, что мечеть была построена им исключительно с целью привлечения клиентов в своё кафе, но как утверждает сам собственник, он установил здесь мечеть исключительно из уважения к местной религии и ради проезжающих мимо водителей-мусульман, чтобы у них была возможность помолиться.
Подъезжая к Челябинской области, на горизонте уже можно увидеть легендарные Уральские горы. Уникальность Уральских гор состоит в том, что это единственная горная цепь в России, которая пересекает страну с севера на юг, являясь границей между Европой и Азией. С европейской стороны Уральских гор находится Восточно-Европейская равнина (Русская равнина), которая простирается от Урала до стран Восточной Европы, таких как Финляндия, Польша, Румыния и Болгария, являясь при этом одной из крупнейших равнин земного шара. С азиатской стороны за Уральскими горами находится уже Западно-Сибирская равнина, простирающаяся от Урала до реки Енисей.
Слева от дороги мы видим Змеиную гору, с противоположной стороны которой произошла самая крупная железнодорожная катастрофа в истории России и СССР. Тогда, ночью 4 июня 1989 года, в момент прохождения двух встречных пассажирских поездов №211 Новосибирск-Адлер и №212 Адлер-Новосибирск произошёл мощный взрыв газа, образовавшегося в результате аварии на проходившем рядом трубопроводе. Ударной волной пассажирские вагоны были сброшены с путей, вспыхнул гигантский пожар. Кратковременный подъём температуры в районе взрыва достигал более 1000 °C, о чём свидетельствуют оплавленные золотые украшения на телах погибших, а, как известно, золото плавится при температуре 1064,18 °C. 7 пассажирских вагонов сгорели полностью, 27 обгорели снаружи и выгорели внутри.
Причиной аварии называют образовавшуюся щель в трубопроводе, которая появилась то ли в результате коррозии, то ли из-за повреждений, нанесённых ковшом экскаватора ещё при его строительстве. Из щели трубопровода начала происходить утечка газа, но когда приборы стали показывать понижение давления, дежурный персонал лишь увеличил подачу газа для восстановления давления, в результате чего в низине возле железной дороги быстро образовалось «газовое озеро». Машинисты проходящих поездов незадолго до трагедии предупреждали поездного диспетчера участка, что на перегоне сильная загазованность, но этому не придали значения. Во время прохождения этого места двух пассажирских поездов возникла случайная искра, то ли в результате торможения, то ли от токоприёмника одного из локомотивов, а возможно и от брошенного кем-то в окно вагона сигаретного окурка. От образовавшейся искры произошёл мощный взрыв газа. Сила взрыва была такова, что ударной волной были выбиты стёкла в некоторых домах в городе Аша, находящемся более чем в 10 км от места трагедии. Рельсы были скручены в узлы. Мощность взрыва, по разным оценкам, была сравнима с мощностью ядерного взрыва в Хиросиме. Само место трагедии было расположено в труднодоступном районе, из-за чего оказание помощи пострадавшим было затруднено. Первые спасатели стали прибывать к месту пожара больше, чем через час.
По словам очевидцев, некоторых людей буквально разорвало взрывом на части, многие от образовавшегося пожара сгорали как спички, некоторые погибли от контакта с высоковольтными электропроводами, разбросанными вокруг по земле, просто наступая на них в панике в ночной темноте. Большинство обнаруженных останков представляло собой лишь изувеченные фрагменты тел, от некоторых погибших осталась только горстка пепла, другие просто испарялись, и от них не осталось вообще ничего.
В результате катастрофы, по разным данным, погибли от 575 до 645 человек, среди них 181 ребёнок. Много детей ехало отдыхать в пионерский лагерь на Чёрное море. Более 600 человек получили травмы и ожоги различной степени тяжести. И это с учётом, что в общей сложности на два поезда было продано 1284 билета. Однако определить точное количество погибших не представляется возможным, учитывая тот факт, что раньше на детей до 5 лет билеты не приобретались, а в переполненных вагонах пассажирских поездов южного направления большое количество людей часто ехали «зайцами» на верхних багажных полках без всякого учёта.
Мы въезжаем в Челябинскую область. Часовой пояс здесь не меняется, и время, по отношению к московскому, по прежнему составляет +2 часа.
Первый город в Челябинской области – город Аша – специализируется на чёрной металлургии. Он открывает цепочку городов так называемой горнозаводской зоны, расположенной возле трассы М5 «Урал». Промышленные города этой зоны как бусы нанизаны на линию трассы от Аши до самого Челябинска.
По масштабам чёрной металлургии Челябинская область занимает в России первое место. Соответственно, в этом регионе складывается самая плохая экологическая обстановка в стране. Огромное количество заводов, загрязняющих воздух, сочетаются здесь с невероятно красивой природой Урала. Промышленные пейзажи уральских городов с их многочисленными дымящими трубами на фоне потрясающей горной местности создают особый неповторимый колорит Челябинской области.
Возле города Аша протекает небольшая речка Атя. Её длина составляет всего 24 км. Ржавый цвет реки обманчив. Как может показаться на первый взгляд, он может быть обусловлен загрязнениями от промышленных предприятий, однако на берегах реки никаких заводов и комбинатов нет.
Чуть дальше, на стоянке дальнобойщиков, замечаем сгоревшую фуру. Участок трассы М5 «Урал» в Челябинской области является самым опасным на всём её протяжении. Здесь регулярно случаются автомобильные аварии, часто с участием большегрузов. Дорога имеет всего по одной полосе для движения в каждом направлении, здесь очень много спусков и подъёмов, резких поворотов и других опасных участков. Легковые автомобили часто пытаются обогнать через сплошную линию разметки колонны плетущихся в гору фур, при этом дорога постоянно петляет за поворотами, и видимость встречного транспорта составляет меньше 100 метров. У неисправных тяжёлых грузовиков на крутых спусках нередко отказывают тормоза, и они неуправляемые летят с огромной скоростью вниз, в лучшем случае в ближайший обрыв, но чаще собирая вокруг себя все оказавшиеся по пути машины. Как утверждают эксперты, трасса М5 «Урал» является самой опасной федеральной трассой в России из-за сильной загруженности и большого количества ДТП с многочисленными жертвами.
В самом начале Челябинской области на обочинах дорог дежурит очень много экипажей ДПС, особенно в конце подъёмов, вылавливая нарушителей, обгоняющих грузовики через сплошную линию разметки. Дальше их становится заметно меньше.
Западные предгорья Южного Урала очень живописны. Пейзажи один за другим меняются за каждым новым поворотом, а склоны небольших гор, покрытые густым лесом, спускаются прямо к дороге.
Слева мы видим потрясающий пейзаж русской глубинки – небольшое домовладение на полянке среди высоких хвойных деревьев на склоне горы. Это посёлок Мясниково, население которого, по последним данным Всероссийской переписи населения, составляет 1 человек (1 мужчина).
Здесь трасса М5 поднимается круто вверх. Слева от дороги находится высокий обрыв, с которого вдаль открывается панорамный вид на густой смешанный лес, произрастающий на небольших склонах гор. Справа прямо к проезжей части спускается крутой склон с произрастающими на нём тоненькими берёзками под углом примерно 70 градусов. Это Миньярский перевал через один из западных отрогов Южного Урала – самый первый перевал на Урале со стороны Уфы.
На склонах Миньярского перевала мы впервые на Урале можем увидеть красивые каменистые обнажения у обочины дороги, которые в дальнейшем ещё не раз будут встречаться нам по пути в Челябинск.
Часто они представляют собой живописные скалы с произрастающими на их склонах деревьями. Почти все скалы вдоль трассы М5 исписаны разноцветными надписями из серии «Здесь был Вася» или «Тагил рулит». Одни утверждают, что такие яркие красочные надписи украшают окружающий вид, другие считают это варварским отношением к природе. На всё есть два мнения, и каждый по-своему прав.
Красив уральский лес с высоты Миньярского перевала.
Читать следующую часть
Все части рассказа смотрите здесь:
- Часть 1. Восточный Донбасс
Продолжение следует (ещё не дописал)
Другие мои рассказы:
- Дорога из Ростова в Краснодар, которой больше нет
- Из Ростова на Домбай
- Из Ростова в Москву
- В Якутию на автомобиле! Шаг за шагом