Найти в Дзене
Красноярское Время

Преданная Новороссия – забудет ли её русский народ?

Донбасс – больше не территория свободы Российский писатель Захар Прилепин в беседе с журналистами признался, что Донбасс уже не тот, что был в начале военных действий. И это стало причиной того, что он сам больше не участвует в этой войне: «Изначально в Донбассе была территория свободы, много музыки, поэзии, пространства для жеста. Сейчас ситуация изменилась… Я сопереживаю народу Донбасса, но больше не хочу воевать за капитализм…» Странно, что Прилепин увидел только сейчас то, что стало очевидным для многих уже в 2014 году. Две революции на Украине – мелкобуржуазный Майдан и Донбасское восстание – последовательно были перехвачены крупной буржуазией двух соседних стран. Именно она стала там выяснять свои отношения и делить хищные интересы, отбросив лозунги и идеи, которые вывели людей в начале событий на улицу. Если с Майданом всё было понятно с самого начала – любая мелкобуржуазная революция всегда во все времена заканчивается так и не иначе, то у Донбасского восстания был шанс. Но во

Донбасс – больше не территория свободы

Российский писатель Захар Прилепин в беседе с журналистами признался, что Донбасс уже не тот, что был в начале военных действий. И это стало причиной того, что он сам больше не участвует в этой войне:

«Изначально в Донбассе была территория свободы, много музыки, поэзии, пространства для жеста. Сейчас ситуация изменилась… Я сопереживаю народу Донбасса, но больше не хочу воевать за капитализм…»

Странно, что Прилепин увидел только сейчас то, что стало очевидным для многих уже в 2014 году. Две революции на Украине – мелкобуржуазный Майдан и Донбасское восстание – последовательно были перехвачены крупной буржуазией двух соседних стран. Именно она стала там выяснять свои отношения и делить хищные интересы, отбросив лозунги и идеи, которые вывели людей в начале событий на улицу.

Если с Майданом всё было понятно с самого начала – любая мелкобуржуазная революция всегда во все времена заканчивается так и не иначе, то у Донбасского восстания был шанс. Но восставшие просто не смогли его использовать. Неважно, по каким причинам, сегодня это свершившийся факт.

Наивные представления о том, что некая абстрактная Россия их не бросит, совершенно не учитывали, что в России правит точно такой же олигархический режим, как и на Украине. И уже поэтому надежды на неких условных русских, которые своих не бросают, были чрезвычайно наивными. «Своими» для плутократов и зарвавшихся чинуш могут быть только такие же чинуши – что кремлевские и доказали, расставив в руководстве ДНР и ЛНР социально близкий контингент из местных.

Если Прилепин не видел это до своего приезда на Донбасс, то должен был увидеть это практически сразу по приезду – благо имел возможность видеть местных лидеров сблизи. Однако, похоже, какие-то иные обстоятельства замылили ему глаз. И он сумел разглядеть происходящее только тогда, когда российские владельцы «серых территорий » приняли решение о смене своих назначенцев на окончательно сервильных после убийства главы ДНР Александра Захарченко.

Но все же хорошо, что пусть даже с опозданием на четыре года Прилепин все-таки сумел рассмотреть, как следует реальность. И осознать ее.

Эль Мюрид

***

Преданная Новороссия – забудет ли её русский народ?

В последнее время могло сложиться впечатление, будто предательство Донбасса и подписание минских соглашений прошли для Кремля бесследно и безнаказанно. Будто народ принял это как данность, утерся, смирился, пережил, да и простил властям.

На самом деле это не совсем так. Вернее даже совсем не так. Народ никогда не забывает предательство и тем более не прощает его.

Предательство, совершенное Кремлем в 2014 году, оказалось для народа настолько неожиданным, что он просто растерялся, не зная, как на это реагировать и что делать. И до сих пор пребывает в заметной растерянности.

Еще в начале 2014 года, с возвращением Крыма, народ почувствовал единение с властью, увидел в действиях Кремля воплощение своих надежд на воссоединение и подумал, что наконец-то началось то, чего так долго ждали. Путин много лет собирался с силами и теперь принялся по-настоящему отстаивать интересы народа, собирать русские земли, защищать интересы России. Но стоило только народу обрадоваться новой политике Кремля и ощутить единение с властью, как все развернулось в обратную сторону.

Кремль объявил Крым исключительным случаем и наотрез отказался не только от Новороссии, но даже от Донбасса.

Естественно, что для народа все это стало огромной неожиданностью, можно даже сказать разрывом шаблона, народ буквально огорошило, он растерялся и не знал, как поступить. Многие предпочли поверить в ими же придуманную версию о хитром плане, будто никакого предательства и нет, будто это такая военная хитрость, чтобы обмануть врага и взять не только Донбасс, но и всю Украину.

Некоторые прямо так и писали: Путину нужна вся Украина.

Но дальнейшие события показали, что ни вся Украина, ни Новороссия, ни отдельно взятый Донбасс Кремлю совершенно не были нужны. Ему нужно было сохранить отношения с Западом ради продолжения торговли нефтью и газом, ради сохранения власти и капиталов.

Однако тем, кто поспешил поверить в наскоро придуманный миф о хитром плане, было неловко признавать свою глупость и доверчивость, поэтому они предпочли объяснять, в первую очередь самим себе, что так было нужно и по-другому было нельзя.

И пока народ пребывал в растерянности, началась сирийская кампания, которая переключила внимание большинства с Украины на Сирию. Вероятно, именно это и было главной целью сирийской кампании – «заиграть» украинский политический эпизод, как внутри страны, так и в международной политике. Чтобы вместо обсуждения Украины и Донбасса, которое было невыгодным для Кремля и внутри страны, и на международной арене – началось обсуждение Сирии, гораздо более выгодное со всех позиций.

Российскому обществу на смену теме про Донбасс была предложена тема борьбы с терроризмом на дальних подступах.

Международному сообществу Кремль предложил вместо темы Крыма и войны на юго-востоке Украины обсуждать борьбу с терроризмом и восстановление мира на Ближнем Востоке.

Конечно, для нашего народа замена темы получилась совсем не равнозначной – все-таки Донбасс гораздо ближе и там живет часть нашего народа, чего нельзя сказать про Сирию. Однако новизна сирийской темы и огромное внимание, которое ей начали уделять в телеэфире, сделали свое дело – внимание общества в значительной степени переключилось.

К первоначальной растерянности, сомнениям и расколу общественного мнения по поводу предательства Донбасса добавилась новая сирийская тема и споры о ней.

Поэтому и может порой показаться, что народ забыл предательство Донбасса и минские соглашения, смирился, проглотил и даже простил всё это Кремлю.

Но нет, народ ничего этого не забыл и не простил.

Даже те, кто в 2018 году снова голосовал за Путина, хотя это опять же не весь народ – тоже ничего не забыли. Многие из них просто боятся перемен и неизвестности, а некоторые продолжают верить в приятные для себя мифы о добром царе, которому сверху виднее.

Народ просто не собрался с мыслями до конца, не пришел к единому мнению и не знает, как поступить.

Но придет время – и народ припомнит обитателям Кремля их предательство и обман, предъявит им политический счет, в который будет включено много всего. И в числе наиболее важных пунктов – Новороссия и Донбасс.

Так уже было в нашей истории. Когда 9 января 1905 года власть разогнала шествие рабочих, пустив в ход оружие, народ тоже не сразу осознал предательство и не сразу понял, что с этим делать.

От событий Кровавого воскресенья 1905 года до революции 1917-го прошло целых 12 лет. И тоже в какой-то момент могло показаться, что народ забыл о Кровавом воскресенье и простил его властям. Нет, не забыл и не простил.

Конечно, те события не стали главной причиной революции 1917 года, но и Кровавое воскресенье сыграло не последнюю роль в крушении самодержавия и в том, как быстро это случилось.

Именно 9 января 1905 года была подорвана вера в царя – пока не окончательно, только частично, но случившийся надрыв оказался непоправимым и в полной мере дал о себе знать 12 лет спустя.

Так будет и с предательством нынешней власти. Придет время, и народ вспомнит, как власть поступила с Донбассом и Новороссией, вспомнит растоптанные Кремлем ожидания и надежды.

Предательство Донбасса – это современное Кровавое воскресенье.

В 2014 году доверие к власти надорвалось так же непоправимо, как это случилось в 1905 году – и последствия будут приблизительно такими же.

И потом снова кто-нибудь будет удивляться, почему же в России случилась революция, почему же власть, которая еще недавно казалась такой устойчивой и всесильной, с огромной армией, гвардией и спецслужбами, исчезла в одночасье.

Это случится, потому что от любви до ненависти – всего один шаг. И поэтому многие из тех, кто до сих пор верит в Путина, кто в 2018 году голосовал за него – в какой-то момент сделают этот шаг и станут особенно яростными его противниками, потому что их надежды будут обмануты особенно сильно.

Кремлю припомнят многое. И те обещания, которые власть раздавала начиная с 1991 года, расписывая, как хорошо будет жить Россия после перехода к демократии и рыночной экономике. И обещания доступного и комфортного жилья, миллионов рабочих мест, и многое другое.

Но предательство Донбасса и обманутые надежды на воссоединение самого большого разделенного народа будут стоять особняком, ввиду масштаба этого предательства и ввиду того, что оно сопровождалось кровью – большой кровью.

И эту кровь народ не забудет и не простит.

Александр Русин