Найти тему
Год в истории

1917 год. Предисловие к революции

Зима 1917 года – ожидание и неизвестность. Война мобилизовала миллионы крестьян и рабочих, командование гнало их на бойню во имя непонятных им целей. Масштабные сражения стали огромной мясорубкой, которая перемалывала людей, выплевывала убитых и покалеченных и просила еще. И пока патриотическая печать выпускала одну за одной восторженные статьи о победах и всеобщем сплочении народа ради этой победы, солдаты заживо гнили в окопах, травились газами, погибали под артобстрелом. Человеческая жизнь потеряла цену, убитые давно уже исчисляются сотнями тысяч, а раненые миллионами.

Растет дезертирство. Солдаты бегут с фронта, при этом забирая с собой оружие. Офицерам все сложнее контролировать ситуацию – кадровые командиры выбыли в первые годы войны, их места заняли вчерашние инженеры, юристы, служащие, среди которых нередко встречаются социалисты. На линии фронта солдаты начинают брататься с противником, обмениваются продуктами, общаются. Противник тоже человек, он тоже устал от этой войны, он также хочет домой.

В это же время жизнь на незатронутой войной территории ухудшается. Цены растут, все больше мужчин забирают на фронт, а с фронта, забивая все госпиталя и больницы, эшелон за эшелоном прибывают раненые. Расквартированные в городах запасные полки и учебные части из первых уст узнают, что такое война, что вызывает смятение солдат. А, наблюдая за застольями высшего света через окна ресторанов, смятение перерастает в ненависть.

Недовольны депутаты, земцы, даже родственники императора. Каждый говорит о своем способе вывести Россию из кризиса. Кто-то об ответственном министерстве, кто-то о конституционной монархии, кто-то о республике. Но все сходятся в одном – необходимо свергнуть императора.

Людская масса в Петрограде наэлектризована. Это замечают почти все, но император уезжает в Ставку. Туда телеграфируют о положении дел, о необходимости принимать срочные меры, но Николай II после убийства Распутина не доверяет окружению, слушая лишь мнение жены. Но она видит все в другом свете, для нее это лишь небольшое недовольство очередями. Она не осознает тяжесть ситуации.

И вот фигуры выстроены на доске. Только в отличие от шахматной партии здесь один белый король против множества пешек в прожженных серых шинелях, в засаленных кафтанах, в каракулевых пальто. И все ждут, кто же сделает первый ход.

Выпал снег. Нет хлеба. Шах королю!

                                                                   Владимиров И.А. "Долой орла!"
Владимиров И.А. "Долой орла!"

С подпиской рекламы не будет

Подключите Дзен Про за 159 ₽ в месяц