Про костюмы спортивных пар я уже рассказывала, перейдём к не менее спортивным мужчинам и их тряпчкам.
Начало ХХ века.
Всё будет долго довольно однообразно. В 1908 году олимпийским чемпионом (первым) стал Ульрих Сальхов. Как несложно догадаться - в его честь назван прыжок сальхов, который он прыгнул в 1909 году. Костюмы тогда были незатейливые, мало отличались от обычной одежды. Разве что трикошки мужчины могли себе позволить заузить.
В том же 1908-м году олимпийским чемпионом по "специальным фигурам" стал Николай Панин-Коломенкин, открыв, таким образом, путь в Россию фигурнокатательным медалям. Вообще, если так подумать, костюм вполне применим к современности. У Макса Аарона пожизненно колготочки вместо нормальных брюк.
1920-е.
Йиллис Графстрём - шведский фигурист, участвовавший в четырёх олимпиадах: с 1920 по 1932 год. На трёх из них он завоевал золото, на четвертой - серебро. У него в обиходе уже используется рубашка без пиджака, а не пальто или тяжелая верхняя одежда. И шапки ушли из фавора. В целом, костюм фигуриста всё еще следует за повседневной модой.
Разумеется, речи пока не идет о богатом декоре, никто не обвешивается кружевом и не делает из себя медуз. И плюшевых штанов нет. Благодать.
1930-е.
Проиграл Графстрём в 1932 году Карлу Шеферу (на фото он справа). Мужская мода была устойчива, в отличие от женской. Соня Хени уже произвела к тому времени революцию своей короткой юбкой, а мужики пока довольно консервативны.
1940-е и 1950-е
Подвижки начались в сороковых, когда уже появился легендарный в мире фк человек - Дик Баттон. В 1948 году он стал самым молодым олимпийским чемпионом, в 1952 - первым исполнил тройной прыжок, до этого первым прыгнул двойной аксель. После феерической любительской карьеры занимался организацией профессиональных чемпионатов мира и до сих пор комментирует соревнования. Бодрый 89-летний дядя.
Он уже не катался задраенным наглухо в костюм, а стал одеваться более демократично. Брюки перестали быть колготками, тяжелый верх заменил симпатишный свитерок.
Хотя костюмы в обиходе остались, конечно, но стали более адаптированными ко льду. И брюки, наконец, перестали заправлять в коньки, они стали обычными брюками. На фото Ален Дженкинс в 1956 году.
Классический стиль оставался в ходу, но приобрел вариации.
1960-е.
Изменений мало, но они есть. Строгие костюмы на месте, никуда не делись.
Но, наконец-то, костюмы становятся театральнее, украшаются и перестают быть однообразными. На фото Тим Вуд и его блестящий пиджак.
А ещё становятся очень популярными водолазки. Их носят во всем мире, и на льду они тоже появляются часто. В 1968 году на олимпийском пьедестале в Гренобле все три призера (Тим Вуд, Вольфганг Шварц и Патрик Пера) были в практичных водолазках с горлом.
1970-е
Семидесятые годы в мужском катании ассоциируются, ну у меня, в первую очередь, с Ондреем Непелой, словацким фигуристом, чемпионом всего. В конце XX века он был назван спортсменом столетия словацкой республики. На его примере прослеживается стойкость классических костюмов на льду.
Хотя и водолазки его тоже не миновали.
И, кстати, в семидесятых костюмы стали приобретать всё больше цвета. Тот же Непела менял классический смокинг на цветные рубашки.
Сергей Четверухин, Ондрей Непела и Патрик Пера на одном пьедестале представляли собой вполне себе единую монохромную композицию. Сверкать и переливаться все еще не в моде.
Появляется все больше вариаций классических образов. Тот же советский Четверухин катался уже в яркой рубашке с принтом, в тот период это было модным трендом в СССР. Яркие цвета, принты и ещё воротники-крылья пришли из индийских фильмов, которые в Союзе любили до умопомешательства.
Но далеко от классики мужики все равно далеко пока не отходили, особенно советские, хотя некоторые вольности себе позволяли. Игорь Бобрин, например, в одной из программ расстегнул ворот и подвязал шейный платок. Не бог весть что, но уже миленько.
Но движение вперед, к плюшу и стразам, всё равно уже заметно. Костюмы становятся всё более театральными и индивидуальными, пока понемногу.
И да, в фк приходят мужские комбезы. Вот это синее великолепие Толлера Крэнстона украсило пьедестал олимпиады 1976 года. Ковалев и Карри смотрятся бледно.
Крэнстон и внёс своими костюмами новые веяния. Яркое, экстравагантное, стразы - это все к нему. А потом уже, в восьмидесятых, бацилла великолепия заразила всех.
1980-е
Ну, тут уж пустились во все тяжкие. Тканей появилось много, в моде диско и аэробика, можно начинать творить дичь. Яркий, во всех смыслах, представитель новой моды - Скотт Хэмилтон (на фото в центре), достойный продолжатель дела Крэнстона.
На олимпийских играх в Сараево Хэмилтон был в своём самом узнаваемом, пожалуй, костюме. Очень похоже на спортивный костюм для грядок, но из бифлекса и комбез. Серебряный призёр Брайан Орсер - тонкий, звонкий, молодой - в сногсшибательно-сиреневом. Йозеф Сабовчик в своём черном со стразами смотрится академической классикой.
Ещё у Орсера был этот восхитительный костюм из программы для мюзикла "Кошки". По-моему, он в нём очень милая кошечка.
В этом грандиозно-красном Орсер катал Шостаковича. Можно считать, что эпоха бохатства в разгаре.
Но, разумеется, не бохатством единым. Рядом с Орсером постоянно был другой Брайан - Бойтано. В его костюмах можно видеть другую тенденцию - театрально, но сдержанно. В олимпийском сезоне он катал "Silent movie Napoleon" в мундире. Как подтверждают последние годы, мундиром практически невозможно никого испортить.
Олимпийский пьедестал Калгари - чудная иллюстрация главных тенденций. Театральность, украшательство, обилие декора, яркие цвета. Третий на пьедестале - советский фигурист Виктор Петренко.
1990-е.
У девяностых тренды свои. Безумные. театральность и яркость переходят в абсолют. Становятся модными широкие рукава, как у Алексея Урманова.
Нет, широченные рукава, как у Алексея Урманова.0
Всё чаще костюмы копируются с героев, чьи образы позаимствованы. Филипп Канделоро, например, в 1998 году, был вполне аутентичным Д'Артаньяном.
Илья Кулик свою победную олимпийскую программу катал под Гершвина, в костюме какого-то авангардного жирафа в жилеточке.
2000-е.
В начале нулевых распространение ненадолго получает металлик и всякие разновидности фольги. Иногда это было хорошо, иногда ужасно. Вот Плющенко однажды перестарался.
Хотя потом исправился. Смотрелось получше, но смена золотой фольги на серебряную получилась пророческой. Только серебро Плющенко и выиграл в Солт-Лейке.
Ягудин тоже выступал в фольге, но более разумно использованной. Кстати, в ходе интервью с Марией Евстигнеевой (питерский дизайнер фигуристов), я задавала вопрос, чей костюм, сшитый не ей, нравится больше всего. Мария и её коллеги в один голос назвали ягудинский костюм к "Человеку в железной маске".
Дальше фигурнокатательная мода развивается сразу во все стороны. Мужчины массово облепляются стразами и истребляют мировые запасы плюша и гипюра. Впереди планеты всей, в этом вопросе, Джонни Вейр, конечно.
Хотя понемногу жестят все. Это Илья Климкин и его костюм сочетает сразу и стразы, и остромодные лохмотья, и гипюррр.
Сейчас мода понемногу устаканилась и мужики вернулись к истокам - минималистичным свитеркам, простым брюкам, рубашкам и галстукам.
Хотя иногда кто-нибудь срывается и жестит. Этот дикий плюш с гипюром я до сих пор Воронову не простила.
В завершение хочу сказатьь об одном особенном течении фигурнокатательной моды. Оно называется - японские одиночники. Почему то они застряли в нулевых и по сей день выжигают нам глаза. Японского одиночника можно узнать с закрытым лицом - по обилию плюша, стразиков, лохмотьев, гипюра, перьев и множества оборок. И никакая мода на них не действует.