В России набирает популярность жанр квестов-хорроров: тебя запускают в замкнутое пространство, до полусмерти пугают и даже поколачивают. Я поговорил с организаторами таких мероприятий и сам сходил самый масштабный в стране квест — «Последнюю экскурсию». Мои консультанты для этого материала – Арсений Георгиев, психотерапевт, д.м.н. (поясняет про природу страха), Ольга Миронова, владелец квеста (рассказывает, как в квестах все устроено).
Что это
Перформанс-хоррор — жанр квеста, где история обычно разворачивается в темных помещениях, в сюжете задействованы не только игроки и неодушевленные предметы (как в классических квестах), но и актеры, которые направляют действие, в том числе и с помощью болезненного физического контакта.
Маленькая комната, стол, полка, висит какая-то картинка на стене. Рядом в рабочем комбинезоне и каске, которые нам выдали на старте, стоит мой друг, флорист Коля. Полутьма придает обыденной обстановке настороженно-враждебные тона. Cвет гаснет. Кто-то начинает рваться в дверь, которую мы пытаемся придавить стулом. Этот кто-то нечеловечески визжит и кричит. Одна половина моего мозга уверяет: происходящее — всего лишь развлечение, квест. Мы в здании старого завода у метро «Преображенская площадь», это почти центр Москвы, где-то здесь, помимо квеста, располагаются еще курсы английского и школа танцев. Впрочем, другая половина мозга с каждой минутой все увереннее допускает нюансы.
Психотерапевт: «Вот это иррациональное зерно в твоих размышлениях, когда ты допускаешь, что неизвестные тебе чудовища могут существовать, — замечательный механизм человеческой психики, который позволяет ей адаптироваться к совершенно незнакомым условиям и выжить. Что же касается темноты, то это древний сигнал опасности для человека, уже в сумерках у нас включается защитный режим. Во тьме может таиться хищник, грабитель с ножом, могут скрываться какие-то смертельные варианты рельефа поверхности: скалы, например, или обрывы... Есть и нездоровые реакции на отсутствие света или полутьму, они уже не помогают выжить, а наоборот. К таким реакциям относится, например, никтофобия — параноидальная боязнь темноты».
Владелец: «Перед тем как запустить квест в тестовом режиме, мы две недели прогоняли его на наших знакомых и друзьях, исправляли какие-то недоработки. Например, в первой версии было слишком светло, мы намеренно добавляли темноты.»
Мы вываливаемся в небольшую железную клетку. Свет мигает, где-то в противоположном углу мелькает неясная фигура с уродливым лицом. Понятно, что маска, но инстинктивно и не сговариваясь мы с Колей забираемся на какую-то железную решетку, за секунду оказываемся где-то высоко под потолком. Смотрим вниз — пусто, никого нет. То, что квест устроен в огромном здании завода, добавляет неприятных ощущений. Здесь очень высокие потолки, повсюду торчат какие-то неуклюжие железные конструкции, свисают провода. Ловлю себя на мысли, что даже безо всякого хоррора мне в этой обстановке было бы крайне неуютно – не комфортная человеческая обитель, а бездушные производственные помещения.
Психотерапевт: «Поставить человека в дискомфортные условия — надежный способ вывести его из равновесия. В таком состоянии он быстрее поддается страху и панике, которая лишает способности адекватно мыслить. Знаменитая лампа для допросов — из той же серии. Заводские помещения — это отличный контраст с привычной средой обитания обычного горожанина, классической небольшой квартиркой с уютной мебелью из «Икеи».
Владелец: «Мы специально искали подобную локацию. Есть большая разница, заходишь ли ты в квест через дверь в шумном торговом центре или вот так долго бредешь среди обшарпанных стен завода, а потом оказываешься внутри больших и неуютных помещений. Под «Последнюю экскурсию» у нас отведено 300 квадратных метров площади, это несколько десятков разных локаций, самый большой квест-перформанс в стране...»
Взрослые мужчины, мы беспорядочно бегаем в темноте, натыкаемся друг на друга и долго не понимаем, что и как надо делать, чтобы пройти дальше. Позже я посмотрел записи с камер видеонаблюдения и увидел, как играют другие, — все очень похоже, беспорядочно и бессмысленно. Кто-то в суете наступает на своего друга или девушку. А вот огромный мужчина с фигурой борца жмется куда-то в угол. Его можно понять: пока ты пробираешься из комнаты в комнату, тебя все время подгоняет какой-то шум, крики и металлическое лязгание. Вроде нужно совершить элементарное действие — потянуть, скажем, за металлическую цепь, чтобы открылся ход в стене. При свете дня я бы сделал это играючи! А тут, в постоянном ощущении легкой паники, мы с Колей додумываемся дернуть за цепь лишь минут за десять.
Владелец: «Мы специально сделали квест динамичным, здесь нет традиционных загадок, замочков и ключиков. Все предельно просто: тебя просто несет по сюжету. Если человек останавливается, начинает задумываться и решать задачу, мозг быстро ему объяснит: ну не бывает в логове у монстров загадок и ключиков! Такой поворот сразу сбавит градус хоррора, поэтому переходы между локациями у нас происходят стремительно и максимально естественно».
Три факта про «Последнюю экскурсию»
300 квадратных метров — размер локаций перформанса. На сегодняшний день это самый большой квест в стране
12 000 человек сыграли в ней за полтора года
60% игроков — женщины
Мы с Колей стоим в коридоре перед узкой, метр на метр, дырой. Туда (ой как не хочется) нужно лезть. Собравшись с духом, ползу, а в этот момент что-то болезненно обжигает мне шею. Скорость моя сразу увеличивается раза в три, и через секунду я уже вываливаюсь в следующее помещение. Следом за мной с криком падает Коля:
– Ага, это те самые электрошокеры, про которые мы читали в интернете!
А следом из темноты:
– А-а-а, оно меня куда-то тащит!
Осматриваюсь: Коля действительно пропал, я остался один.
Владелец: «У нас есть три режима сложности. На первом актеры оказывают лишь психологическое воздействие, на втором хватают, пихают, бьют электрошокерами на слабом заряде. На третьем все серьезнее — и заряд шокера, и борьба с актерами. Они могут и придушить, короче, мало не покажется. На самом деле многие приходят и сами говорят: вы нас бейте побольше! Особенно, как ни странно, об этом просят девушки. Некоторые дамы требуют, например, чтобы их таскали за волосы. Есть еще у нас так называемый режим смерти — его сами участники так назвали. Это режим по запросу: тут все еще жестче, тебя могут утащить, надеть на голову мешок, приковать к стене, обливать водой, бить шлангами или шокерами... Вчера, например, взрослый мужчина приходил, лет 40, играл вот так вместе со своей девушкой. Забавно, что часто «режим смерти» заказывают люди для своих друзей, в подарок. Ну то есть игрок не представляет, что его ждет».
Из отзывов участников: «Играть с нами приехал француз, который специально летел в Москву за острыми ощущениями в квесте. Ну что же — как визжал наш иностранный товарищ, это не передать словами. Ему, кстати, 45 лет. Мы попросили самый жесткий режим. Актеры на нем отыграли полностью все, что было можно. В конце он повис у меня на ноге, и из него полился непереводимый французский фольклор... Уехал к себе домой крайне довольный!»
Владелец: «Очень часто игроки со страху пытаются тоже ударить актера. Но нашим работникам сложно нанести вред — это спортсмены, борцы, в общем, подготовленные и выдержанные люди. А среди посетителей у нас, кстати, бывали и спецназовцы с опытом боевых действий: один отказался играть, сказал, что слишком нервно, а другой, наоборот, шел спокойно, ну как по собственной квартире. На него уже два наших актера накинулись, а тот шагает, словно ничего не происходит, прямо с ними на спине».
А я снова куда-то ползу в одиночестве: ощущения такие, словно при выключенном свете пробираешься под длинной чередой диванов и кроватей, причем пол в этой комнате то поднимается вверх на 60 градусов, то критически кренится вниз. Ну а потом вдруг — бам! — выпадаю в небольшую комнату, а позже оказываюсь внутри кирпичной печки высотой около метра и шириной примерно такой же, с обратной стороны решетка захлопывается, и видно, как в темноте кто-то щелкает зажигалкой, чувствуется запах дыма. А скоро дым заполняет все пространство вокруг. Похоже, меня решили сжечь. Выглядит все довольно реалистично, и сразу вспоминается похожий запах — когда-то у меня в доме на Красноармейской улице случился пожар. Сидя, сжавшись, на корточках, я судорожно шарю руками по кирпичным стенам: нужно найти выход.
Психотерапевт: «О, пирофобия, боязнь огня и пожара. В моей практике встречается в 2% случаев, но у тебя ее нет, ведь настоящая фобия лишает способности совершать какие-то осмысленные действия. Кстати, эта печка в квесте — довольно серьезный момент: тут тебе и крайне ограниченное пространство, почва для клаустрофобии, и дым с огнем.
Владелец: «В любой момент ты можешь сдаться — достаточно изобразить руками крест. Что касается статистики, то примерно в 35 процентах случаев хотя бы один человек из команды отказывается от квеста. Девушки, кстати, самые сильные игроки. Мужчины отказываются сразу и без размышлений, они думают: ну к черту эти деньги, лучше нервы поберечь. А девушки визжат, кричат, но ползут до последнего. А вообще, у нас к каждой команде свой подход, не хочется, чтобы люди платили деньги и уходили через пять минут. Видим, что можно добавить адреналина, — добавляем. А если человек уже почти в истерике, то с ним будем помягче».
Квест заканчивается стремительно, час отведенного времени пролетает как десять минут. В какой-то момент мое одиночество кончается, откуда-то из тьмы появляется Коля. Вспотевшие, мы выбегаем в освещенный коридор и первое время еще не можем поверить, что это не продолжение игры. Дико ноют коленки (на ногах потом окажутся здоровенные синяки), на локтях — внушительные ссадины, заживают неделю как память о том, что все было на самом деле.
Выходим на улицу, подозрительно оглядываясь. Подсознательно мы теперь ждем от Преображенской улицы подвоха и готовы ему противостоять. Но, как обещал психиатр Арсений, мозг адаптировался к новым условиям. Справимся.
История вопроса
Наиль Мардамшин, сценарист «Последней экскурсии» и управляющий директор крупнейшего сайта-агрегатора квестов «Мир квестов».
«Впервые квесты появились в Японии, но такого бума, как у нас, нет нигде в мире. С чем это связано — непонятно. Сейчас из-за большой конкуренции квесты в России самого высокого качества. Этот рынок начал развиваться у нас с конца 2013 года, ну а страшные перформансы с актерами стали появляться в большом количестве в 2015-м. По оценке нашего портала, в России сейчас около 5000 различных квестов и перформансов. При этом доля страшных перформансов в Москве — около 20%, в регионах — 12%, там такие игры востребованы чуть меньше.
Сейчас "Последнюю экскурсию" закрыли, чтобы построить этот квест, только с новым сюжетом и еще в более масштабном варианты: жители нашей страны еще больше хотят испытывать страх.
Специально для Men's Health Russia.
Zorkinadventures. Подписывайтесь на канал, чтобы не пропустить свежие публикации!