Найти тему
Goodbye Russia

Особенности Буддизма в Таиланде

Ни для кого не секрет, что основная религия Таиланда – Буддизм, но не все знают, какой именно.

Вообще в Буддизме существует множество разных школ, направлений и поднаправлений, однако можно выделить два основных течения, которые наиболее значимы и распространены по всему миру – это Махаяна и Хинаяна(Тхеравада). Хинаяна (самое первое название «немахаянского» направления) - буквально означает «малая колесница»; Тхеравада переводится как «учения старейших». Махаяна дословно означает «большая колесница».

Колесницами условно называют учение, знания, философию Будды.

Наряду с Махаяной и Хинаяной(Тхеравадой) также часто выделяют Ваджраяну («Алмазную колесницу») – это тантрическое направление, образовавшееся внутри Махаяны. Это эзотерическая система соотносящаяся с поздним буддизмом. Во многих практиках ваджраяны можно увидеть аналогию с шаманскими практиками поглощения духов, и путешествий шамана. Ваджраяна распространена в Тибете, Непале, Монголии, Японии. Тем не менее, я бы обособила это направление от основных учений в Буддизме, поэтому разберу в статье лишь два упомянутых выше.

Традиция Тхеравады имеет начало на Шри-Ланке. Со временем ланкийская Тхеравада распространилась и стала доминирующей большей части Юго-Восточной Азии (Камбоджа, Лаос, Мьянма, Таиланд). Тхеравада также практикуется меньшинствами Индонезии в Китае, Вьетнаме, Бангладеше, Малайзии. Набирает популярность в Сингапуре и на Западе. Насчитывается, по разным оценкам, от 100 до 150 миллионов буддистов тхеравады.

Буддизм Махаяны возник в Индии. В течение своей истории он проник в другие азиатские страны, такие как Китай, Япония, Вьетнам, Корея, Тибет, Непал, Бутан, Монголия, а также в некоторые регионы России. Численность приверженцев буддизма Махаяны на 2013 год, составляет примерно 360 миллионов человек.

Подобная картина распространения по странам позволяет увидеть особенности и традиции страны, сложившиеся благодаря тому или иному течению Буддизма. Поэтому давайте подробнее разберемся в этих направлениях.

Тхеравада по сути часть целого - Хинаяны (к ней относились ранние школы буддизма), и хотя в большинстве своём они идентичны, в некоторых моментах они отличаются, и сейчас принято использовать именно «Тхераваду», обособляя ее от других школ Хинаяны. Тхеравада основана на самых ранних учениях Будды, а также является одной из самых первых школ Буддизма. Название «малая колесница» связано с тем, что подобное учение («колесница») способно привести к освобождению только самого последователя;

Махаяна(«большая, великая колесница») в свою очередь названа так, поскольку в основе лежит принцип более глобальный: обретение пробуждения путем принесения блага всему живому. Уже здесь можно наблюдать разницу в подходах.

Если провести очень грубую параллель - можно сравнить буддизм с христианством, которое делится на две большие ветви: православие и католицизм. По сути у них как много общего, так и есть существенные различия.

В основе всех Буддийских течений лежат общие принципы (Четыре Благородные Истины и Благородный Восьмеричный Путь), а само распространение Буддизма, не зависимо от школ, базируется на понятии:«учение Будды не истина, а лишь инструмент обретения истины, которая выше всех учений». Будда пояснял это, сравнивая своё учение с плотом, который может перевезти нуждающихся через бурную реку, но после переправы он должен быть оставлен.

Суть идеи Буддизма заключается в том, что его последователям нужно совершать добрые дела и удерживаться от совершения неблагих поступков, не поддаваться соблазнам и тренировать свой ум. Этот путь напрямую связан с развитием трёх добродетелей: нравственности, сосредоточения и мудрости, что приводит к конечному итогу – обретению нирваны, то есть состоянию наивысшего счастья и полного отсутствия страданий.
По закону «кармы» жизнь в реальном мире является страданием, которое не прекращается даже после смерти человека, который вновь возрождается, уже в ином обличии, зависящим от его дел и мыслей в предыдущих судьбах.

Обе традиции (Махаяна и Тхеравада) утверждают, что стадии продвижения к очищенному состоянию (пробуждению, нирване) включают прохождение пяти уровней развития ума, так называемых «пяти путей». После достижения пути открывается познание аспектов Четырёх благородных истин.
Это основные точки соприкосновения двух течений.

-2

Теперь поговорим о существенных различиях между ними.

Я не буду углубляться на уровень сопоставления текстов, сунн и других источников, на которые ссылаются эти направления, иначе мы погрязнем здесь в терминах, понятиях и застрянем на час-другой. Я постараюсь наиболее доступным языком осветить самые основные различия во взглядах. Именно они, как мне кажется, играют важную роль в создании и развитии ценностей, культуры, традиций и влияют на облик страны в целом, что и было замечено в Таиланде.

Самое главное отличие этих двух направлений заключается в восприятии Будды.

Сторонники Тхеравады считают Будду обычным человеком(исторической личностью), который смог достигнуть нирваны и сейчас находится в бесконечном блаженстве, для них Будда – учитель, наставник.Последователи Махаяны почитают Будду как высшую сущность(по сути как Бога).

Скорее всего по этой причине первая группа делает упор на самопознание через медитацию, а вторая – на поклонение Будде. Хотя обе школы в своих учениях отводят значимое место медитации.

В Махаяне главный принцип – пробуждение во благо всех живых существ. В основе теории и практики Махаяны лежит развитие любви и чувства сострадания ко всем живым существам, а также спасение их цепи перерождения.
Целью махаянских школ, в отличие от школ хинаяны, является не достижение нирваны, а полное и окончательное просветление.
В махаяне сложился культ бодхисаттв (наставников), которые не оставляют этот мир ради «нирваны», но помогают другим людям достичь ее. Бодхисаттвы дают обет отказаться от индивидуального достижения «нирваны» до тех пор, пока они не помогут всем существам освободиться от страданий. Чтобы достичь окончательного просветления последователям в Махаяне не обязательно становиться для этого монахом. Поэтому монашеству в Махаяне отводится меньшее значение.
Для Махаяны характерны более сложные и запутанные подходы и ритуалы (поскольку основывается учение на множестве различных сутр и текстов). Также большинство сутр в буддизме являются махаянскими сутрами. Последователи этого течения считают, что и в махаянских сутрах, и в Палийском каноне содержатся слова Будды, в отличие от
Тхеравады, признающей только Палийский канон (на нем основано учение Тхеравады).

Тхеравада – это скорее философия, чем религия. Последователи этой философии ставят своей целью освобождение (от всех загрязнений, желаний и заблуждений), то есть достижение нирваны для себя.

Тхеравада, в отличие от махаяны, проповедует отказ от связей с земной жизнью, отшельничество, постоянную медитацию и познание себя. По учению Тхеравады самым эффективным методом достижения нирваны является медитация.

медитация (в первом ряду монахини, во втором и третьем — ученицы)
медитация (в первом ряду монахини, во втором и третьем — ученицы)

В Тхераваде достичь нирваны и стать архатом(«совершенным»), могут только буддийские монахи, при этом также необходимо большое количество перерождений. Миряне (не монахи) же должны улучшать свою карму путём совершения хороших действий с тем, чтобы в одной из следующих жизней стать монахом. Наивысшим же достижением мирянина без становления монахом может быть лишь «попадание на небеса».

медитация в Тайском храме (по центру монахи, справа первый ряд — монахини, за ними — ученицы)
медитация в Тайском храме (по центру монахи, справа первый ряд — монахини, за ними — ученицы)

Тхеравада отличается простотой ритуалов и не такой строгостью в правилах (безусловно сохраняются основные понятия: уважение к изображению Будды, к храмам, монахам и т.д.).

Теперь мы знаем, что Таиланд это Буддийская страна, опирающаяся на учение Тхеравады.
Давайте посмотрим, как это отражается на облике страны.

В Таиланде огромное количество буддийских храмов и монастырей (более 32700). Внутри них необходимо соблюдать этикет (проявлять уважение к образам Будды, снимать обувь при входе, не мешать другим посетителям/верующим). Образы Будды в них скорее как пример для подражания, они не стараются превозносить его как Бога, то есть каждый раз подходя к статуе, они не бьют челом в пол и не целуют ее. Представительницам слабого пола не следует забывать о закрытой одежде (открытые колени, плечи, декольте - не приемлемы в буддийских храмах Таиланда). Объясняется такая строгость очень логично: во многих храмах монахи проводят медитации, и любая оголенная часть тела женщины будет сильно смущать и отвлекать их.

подношениях монаху
подношениях монаху

В Таиланде среди буддистов очень распространено понятие «кармы» (что даешь - то и получаешь). Поэтому большинство верующих старается всячески ее «почистить», принося подаяния монахам, помогая бедным и т.д.

Буддисты в Таиланде не обязательно вегетарианцы, напротив, если это мирянин, то он скорее будет есть мясо, чем откажется (вот это как раз и связано с основным принципом «достижение нирваны ради себя», в отличие от Махаяны, где в основе заложено «благо всему живому»). Монахи безусловно вегетарианцы.

ученицы монастыря в Таиланде, рядом с которым мы жили.
ученицы монастыря в Таиланде, рядом с которым мы жили.

Если Вы помните, согласно Тхераваде, нирваны достигнуть могут лишь монахи. Поэтому в буддийских монастырях можно заметить большое количество послушников, которые испытывают себя, чтобы в дальнейшем возможно стать монахом(иней). Отличить таких учеников не сложно: они (независимо мужчина или женщина) ходят во всем белом. У женщин это что-то подобие кимоно, у мужчин - белая футболка и белые брюки. Они не обязаны в отличие от монахов стричься налысо (что я отметила — брови они также сбривают).

на первом плане монахини, позади — ученицы.
на первом плане монахини, позади — ученицы.

Также в Таиланде огромное значение отводят медитации. Вообще существует две основные: когда ты сидишь и во время ходьбы. Обе медитации направлены на самопознание, слияние с природой, отрешенность. Вторая в большей степени затрагивает процесс познания своего тела, то есть ты не просто ходишь, но делаешь каждое движение осознанно, соблюдая правила дыхания. Поэтому нередко в храмах можно встретить медитирующих.

walking meditation (медитация во время ходьбы)
walking meditation (медитация во время ходьбы)

Для Таиланда характерны паломничества, а также очень распространены отшельничества, когда монах или ученик удаляется от цивилизации и на лоне природы постоянно практикует медитацию. Вообще монахи говорят, что больше всего от медитации их отвлекает слабый пол, поэтому в одиночестве получается максимально отрешиться от окружающего мира.
Кстати если в Таиланде вы встретите монаха, захотите ему помочь подать руку, и при этом вы женщина, не думайте, что он брезгует, отстраняя вас. Просто монахи здесь по правилам не имеют права касаться женщины и даже принимать от нее что-то.

монахи с патрами (фиал для сбора пищи)
монахи с патрами (фиал для сбора пищи)

Касательно ритуалов в буддийских монастырях в Таиланде все просто: вначале происходит пения мантр (шанти), которым руководит главный монах, после чего начинается медитация сидя. Причем принять участие в ней могут все желающие. Главное соблюдать несложные правила рассадки: сначала монахи, затем ученики, обычно отдельно монахини и за ними ученицы, и вот позади учениц можете примоститься. Вы можете уйти раньше или остаться до конца — выбор за вами, никто на вас тыкать не будет.

Вот то основное, что мне удалось заметить и сопоставить в отношении Буддизма в Таиланде.

больше статей про Таиланд и Азию здесь