Найти в Дзене
Directed by Vasya Rogov

Мир спасет региональное кино

Оглавление

Четвертого декабря министр культуры Владимир Мединский в очередной раз объявил священную войну Голливуду. Одиозный историк и не самый последовательный политик — он вновь заявил о том, что российское кино не может победить Голливуд на своем же поле и призвал к квотам на показ иностранного кино. Его гениальный во всех смыслах план предполагает, что иностранные фильмы будут насильно заключены в рамки из небольшого количества сеансов, в то время как российские лены (разумеется, спонсированные Министерством культуры) будут занимать большую часть расписания кинотеатров.

Оставим осуждение или восхваление этой идеи более компетентным людям. Но в мире достаточно примеров того, как Голливуд проигрывает национальному (и даже региональному) кино. Ведь главное — чтобы кино было хорошее, и тогда ему не страшна никакая голливудская машина.

Региональное кино появилось в самом начале эпохи киноискусства. Братья Люмьер были французы. Томас Эдисон — американцем. Одни снимали документальные фильмы и первые комедии (французская комедия по сей день остается брендом), другой — боевики и короткие истории из жизни пожарников и ковбоев. В то же время итальянцы снимали мощные эпопеи про Древний Рим, а русские — про свою историю. Очевидно главное преимущество местного кино — оно создано под определенную ментальность и особенность жизни, опирается на культуру и жизненный устой. Если американцам нравится смотреть про ковбоев — то пожалуйста, вот вам десятки фильмов про Дикий запад. В другой стране они могут оказаться никому не интересны, но в Штатах они гарантированно соберут деньги.

К сожалению, далеко не все киношколы могут позволить себе размах Голливуда — минули времена итальянского доминирования в кино, куда-то пропали и французы. Голливуд остался, у него много денег и возможностей, но есть одна большая проблема — он снимает универсальное кино, которое должно быть понятно всем и везде. Поэтому в нем крайне редко встречаются тонкие культурные моменты, дающие любому фильму глубину — сюжеты становятся проще, персонажи скучнее, а картинка — наоборот, лучше, чтобы соблюсти баланс зрительского ожидания.

В некоторых странах, например в России, тактика Голливуда срабатывает. «Фантастические твари» собирают больше «Несокрушимого» (при том, что оба фильма достаточно отвратительны), а министр культуры ищет новые пути спасти положение. В других местах зритель куда больше любит и поддерживает местное кино. И туда Голливуду пробраться очень сложно.

Японское кино.

Возможно, вы замечали это: во всем мире голливудское кино выходит приблизительно в одно и то же время за редкими исключениями. Премьера происходит по всему свету, в один день миллионы могут отправиться смотреть новый фильм. Миллионы кого угодно, но только не японцев. В Японии любой иностранный фильм, даже самый кассовый и всеми любимый, выйдет через полгода, год… Или не выйдет вообще.

-2

Дело тут вовсе не в сложности локализации или особых законах на ввоз иностранных лент. Всему виной «невидимая рука рынка» - почти каждый месяц в Японии выходят местные фильмы, который прокатываются с аншлагами, при полных залах и с дополнительными сеансами. Они могут быть разными по качеству вплоть до совершенно плохих, но все равно соберут больше чем голливудский проект со звездами. Просто в японском менталитете заложен продуктовый патриотизм — они любят то, что производится для них.

Экранизация "Атаки титанов" показала - насколько Японии чуждо наше массовое кино и насколько их кино чуждо нам
Экранизация "Атаки титанов" показала - насколько Японии чуждо наше массовое кино и насколько их кино чуждо нам

Школьные драмы, киновоплощения аниме, дешевые исторические ленты про сёгунов — весь этот ширпотреб может спокойно отжать залы у новых «Мстителей». И «Мстители» будут подстраиваться под местное кино: выискивать свободные слоты, менять дату премьеры, оценивать риски и убытки. Лишь бы не прокатиться с пустыми залами. В коммерческом плане это еще можно пережить, но в имиджевом смысле это будет тотальный провал.

Нолливуд

Нолливуд, или кинематограф Нигерии — это давняя тема для шуток в интернете. До ужаса смешные, нелепые и дешевые фильмы вызывают у нас хохот и непонимание. В самой Нигерии же нет никакого дела до того, что мы о них думаем — они производят до двухсот фильмов в месяц! Сами снимают, сами продают, сами же и смотрят. Все довольны.

-4

Бюджеты нигерийских фильмов — сотня долларов и соседи в массовке, продолжительность лент — от часа до бесконечности, в которой будет происходит что-то неописуемое. Главные темы — борьба с наркотрафиком, мафиозные разборки и изничтожение плохих парней. Фильм может быть отснят за неделю, и сразу же после окончания, минуя кинотеатры, нарезается на DVD-болванки, которые продадут на развале у дома режиссера. Да, Нолливуд — не кино в обычном смысле этого слова, это скорее симулякр или пародия. Но успех нигерийских лент колоссален даже за пределами страны-производителя.

Для нигерийца просмотр кино — домашнее занятие. Кинотеатров мало, цены в них неподъемные. Пиратские диски с голливудским кино также по стоимости превышают ниггерийские аналоги. Поэтому Нолливуд для него становится оптимальным решением проблемы, недорогим способом посмотреть кино, которое ко всему прочему будет именно про его жизнь. К тому же, в нем вполне могут сниматься его знакомые.

Русский Восток

Говоря о злом Голливуде, уничтожающем русское кино, Мединский забывает о восхитительном феномене — кинематографе Чувашии и Якутии. Да, такой есть. В условной Москве посмотреть новый проект студии «Сахафильм» будет сложно: проката нет ни в одном кинотеатре, озвучки и субтитров тоже скорее всего не будет, если ее не сделают фанаты.

При этом якутский и чувашский кинематограф — это полноценные кинопроекты с прописанной драматургией и профессиональной работой. Съемочные группы пополняются выпускниками московских вузов, вернувшихся на родину (они жалуются, что им в столице просто не нашлось места). Актерский состав подбирается в региональном ТЮЗе или драмтеатре. Прокат фильма пройдет в главном республиканском кинотеатре (если повезет — добавят русские субтитры). Выбирая между условным «Гектаром» (студия «Сахафильм» 2016 г.) и новым фильмом Marvel, якутский зритель предпочтет первый. В большинстве случаев не прогадает.

Якутское кино очень уважает жанр комедии.

-5

Чувашское — наоборот, стремится к серьезности и более всего напоминает, в хорошем смысле, российские фильмы и сериала конца девяностых. Фанаты этих киношкол есть и в Москве — иногда они проводят выездные фестивали. Бюджеты у таких фильмов небольшие, зрительская база тоже невелика, но съемки постоянно идут, а новые проекты выходят в срок. Значит — киношкола живет.

И не страшен им никакой зловещий Голливуд.