Галарина
Легкое, замечательное настроение подарил мне фильм Айнура Аскарова «Из Уфы с любовью». Наконец-то и моя родимая Уфа попала на экран. А то все «Римские каникулы» да «Прогулки по Парижу». Из отечественных фильмов про города вспомнила только «А я иду, шагаю по Москве». Там много и охотно показывали виды города через незамысловатую романтичную историю на фоне потрясающих московских красот под отличную музыку.
Кстати, есть некая перекличка: герой московской новеллы уходит в армию, а наш уфимский герой возвращается из армии. И попадает в новый мир, так как старые связи рвутся и прежние планы рушатся.
И, думалось, как было бы здорово, если бы начался такой кинофлешмоб по городам России – с удовольствием бы смотрела «Из Самары с любовью», «Саратовские философские прогулки», «Драматурги-металлурги из Тольятти», «Непростые парни из Екатеринбурга»… да еще много на Руси нашей городов, в которых я не бывала, а может, поглядев фильм, захотела бы побывать. Мне вот еще, когда посетовала об отсутствии подобных фильмов, порекомендовали посмотреть «Мировой парень» с фантастически красивыми видами Минска, и все. Кстати, о том, как «Из Уфы с любовью» воспринимают иногородние, да мало того, еще и иностранцы, – мне рассказала замечательный краевед Янина Свице. Ее, как знатока уфимских достопримечательностей, попросили провести экскурсию для делегации из ЮАР. Добровольный экскурсовод говорит, что пребывала в полной растерянности – под каким соусом подавать архитектуру и историю города? Но благо перед этим гостям из далекой Африки показали фильм «Из Уфы с любовью». И они с великой радостью начали узнавать места, показанные в фильме, и краевед с непринужденностью подхватила эту интонацию – вот перед вами замечательный висячий мостик, помните, в конце фильма бабуле цветы на этом самом мостике дед подарил как своей первой любви. И пожилая супружеская пара с далекого континента переглянулась и обнялась, видимо, вспомнив что-то свое на таком романтичном месте. Создав новый виток воспоминаний о своих чувствах и нашем городе. Конечно, им было добросовестно поведано – что, когда, кем и в честь чего это было построено. Но узкоспециальные факты скользят по поверхности неподготовленного сознания, а вот чувства и эмоции остаются с человеком надолго. Вообще культурный слой создается именно чувствами и эмоциями. Помните, как в книге Пауло Коэльо, герой наладил продажу хрустальных бокалов: он просто подавал в них чай на вершине горы с необычайно красивым видом на закат, а потом предлагал забрать на память бокалы. Люди любят красивые вещи и красивые воспоминания. Люди путешествуют именно за этим по всему миру. В фильме Айнура Аскарова Уфа стала для меня самым красивым главным героем и главным воспоминанием. И пос-левкусием этого фильма является – «Я всегда знала, как мой город прекрасен. Как здорово, что есть люди, которые это не только увидели, но и смогли показать другим».
Каждый город имеет лицо, а современный мир имеет доступные технологические ресурсы для потрясающих видовых сьемок. Но этого мало, как мало уметь технически хорошо рисовать, чтобы стать художником, – надо уметь правильно разложить фрукты для натюрморта или понимать, что дает сочетание тех или иных цветов, какой ритм и напряжение создают пересечения линий и плоскостей, ощущать и подчеркивать соответствие или диссонанс между лицом человека и его одеждой. Вот так и с режиссурой. Я думаю, Айнур Аскаров интуитивно нащупал для себя прекрасный комедийный жанр «городская романтическая сказка», который имеет право на существование в башкирском, да и российском кинематографе не меньшее, чем суровый этнографический деревенский эпос последних охотников на медведей, потомственных бортников и оленеводов из тех замечательнейших фильмов, что три года подряд наблюдаю на кинофестивале «Серебряный Акбузат». И которые кочуют с фестиваля на фестиваль без шансов попасть в широкий прокат. А в широком прокате идут очередные серии Бондианы или «50 первых поцелуев», в общем-то, тоже романтические сказки, но не про нас. А несем мы в кассы кинотеатров свои денежки. Конечно, есть еще отечественная «Любовь-морковь» как некий сферический конь в вакууме, который только в вакууме и полной пустоте легкого жанра отечественного кинематографа мог случиться. А хочется опоры и оснований для эстетического сопереживания. Наполненность новыми лицами и вместе с тем узнаваемыми типажами – вот что удалось режиссеру Айнуру Аскарову в его сказочке о нашей современности, а не только об архитектурном облике и ландшафтном очаровании нашего города. И я не вижу причин для конфликта между городом и деревней – просто принять с новым поколением приход нового менталитета, пора перестать уже считать, что, если человек живет в городе и хорошо образован, он как бы уже и не башкир. Мы смеемся, смотря в иностранных публикациях стереотипы и штампы про русских – медведи, балалайка, матрешка, водка. В реальности из всего этого в современной русской жизни есть только водка. Знакомых рокеров, бардов и просто любителей, играющих на гитаре, у меня сотни человек, тогда как на балалайке умеет играть один гений Рустик Нуриев, впрочем он может играть на всем, что в руки попадет. Замечу, музыканты легче интегрируются: и вот уже слышали симфонии на традиционные башкирские мелодии, а теперь слушаем этно-джаз-рок, и даже просто тяжелый рок на башкирском языке. И восхищаемся, и аплодируем на концертах групп «Аргамак» и «Буреляр». А не вырываем у них из рук электроинструменты и микрофоны, требуя полной аутентичности.
Полифония большого разнонаци-онального города отражается в фильме «Из Уфы с любовью» с большой долей реализма. Да и как иначе в нашей-то стране, где русские поэты носят фамилии Ахматова, Ахмадуллина, Окуджава или вообще Бахыт Кенжеев. А еврейскую общину, помнится, в одном из городов возглавлял Алексей Иванов. Это современный мегаполис с его пластичностью мышления и синергией. Отмечу, что при поездке в Тольятти мне сначала пришлось общаться только с азербайджанцами – попутчицей с двумя детьми в поезде, таксистом, буфетчицей в кафетерии. И все они, сохраняя национальные особенности, оказались патриотами своего города и российского городского образа жизни, никто ни за какие коврижки обратно в аул не хотел (зато как за судьбу градообразующего Авто-ваза переживают), хотя умение готовить национальные блюда, да и некую специфическую манеру общения, сохранили и даже их дети еще сохранят.
Каждый мегаполис является культурным институтом неписаных правил урбанистического общежития. Задача художника лучшее из этого показать, худшее высмеять. В принципе, этот баланс умело соблюдается во всех предыдущих работах Айнура, не оказался исключением и полнометражный фильм. Отлично, что кинотеатр «Родина» предоставил нашим горожанам возможность увидеть этот фильм на большом экране. И, несмотря на то, что он шел уже месяц, – народ в зале был. И самое замечательное: в конце фильма все зрители зааплодировали. В обычный будний день в обычном кинотеатре на текущем сеансе – не на фестивальном показе – вы где еще видели, чтобы зрители аплодировали?
#кино