Детальный ответ Муфтията Иордании согласно мазхабу имама аш-Шафии.
Фатва №14
Вопрос: Как долго путнику можно совмещать и сокращать намазы?
Ответ: Вся хвала Аллаху, мир и благословение нашему господину - посланнику Аллаху.
Кто отправился в дозволенное путешествие на расстояние 81 км. [1] и более [2], тому разрешено сокращать и совмещать (молитвы) до тех пор, пока не произойдет что-либо из указанного далее:
1. Если он намеревается без каких-либо оговорок проживать в том месте, в которое прибывает, то сокращение и совмещение для него заканчиваются при достижении им этого места.
2. Если он намеревается проживать в месте прибытия четыре дня и более, не считая день прибытия и день отъезда [3], то его путешествие заканчивается с его прибытием в то место, в котором он намеревается проживать, и заканчивается для него сокращение и совмещение. А если он намеревается проживать менее четырех дней, не считая день прибытия и день отъезда, то он сокращает и совмещает (намазы).
3. Если он намеревался прожить три дня, не считая день прибытия и день отъезда, но был вынужден остаться на больший срок в данной местности, то его путешествие прерывается с истечением третьего дня (не считая день прибытия), и с этого момента не разрешено для него сокращение и совмещение.
4. Если он не знает, когда точно решит свои дела в этом путешествии, и полагает, что справится с ними до истечения четырех дней, но его надежды не оправдались, и время пребывания в данной местности затянулось, то ему разрешено сокращать и совмещать намазы до 18 дней. [4]
Что касается довода на ограничение тремя днями, то это хадис аль-'Аля ибн аль-Хадрами, да будет доволен им Аллах, о том, что пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: "После завершения обрядов хаджа мухаджир (совершивший хиджру из Мекки) может оставаться в Мекке три дня". В этом хадисе сошлись аль-Бухари и Муслим. И было сказано: "Мухаджирам запрещалось проживание в Мекке и жизнь среди неверных. И то, что им было разрешено оставаться там три дня указывает на то, что у них (три дня) оставалось положение путников, в отличие от четырех дней".
А что касается довода на 18 дней в положении сомнения о времени, за которое будут решены дела, то такое время пророк, мир ему и благословение Аллаха, проживал в Мекке в год ее открытия, и он в это время сокращал намазы. См. "Мугни аль-мухджадж" 1/519-521.
И Аллах лучше знает.
См.: http://aliftaa.jo/Question.aspx?QuestionId=14
_____________
Примечания переводчика:
[1] Имам Абу Бакр аль-Байхакы аш-Шафии с достоверным иснадом в "ас-Сунан аль-кубра" (1/396) и имам аль-Бухари в утвердительной форме но с неполным иснадом в "Сахихе" передали от 'Ата ибн Аби Рабаха, что "Абдуллах ибн Умар и Абдуллах ибн Аббас, да будет доволен Аллах ими и их отцами, молились по два раката и оставляли пост при расстоянии в 4 барида и больше".
Четыре барида - это 48 миль. У поздних ученых-шафиитов за основу принято мнение, что одна миля составляет 3500 локтей. Один локоть согласно исследованию д.н. Мухаммада Наджмуддина аль-Курди в "аль-Макадир аш-шар'ия" (с. 252-260) составляет 48 см. Таким образом минимальное расстояние пути будет 48*3500*48=8064000 см. То есть 80,64 км., что при безопасном округлении дает 81 км.
[2] У большинства ученых число, которым обозначают минимальное расстояние пути (сафар) считается приблизительным. У ученых шафиитского мазхаба оно строго фиксированное и в обязательном порядке должно превышать 80,64 км. ввиду того, что в достоверном сообщении от сподвижников указано именно данное расстояние как минимальное.
[3] Если путник прибыл ночью, то отсчет времени стоянки начинается с наступления дня, а если прибыл днем, то с наступления времени ночи. См. Хашия аш-Шибрамилиси уа ар-Рашиди 'аля Нихая аль-мухтадж" 2/255.
[4] Не считая дня прибытия и отправления. См. "Нихая аль-мухтадж" 2/255.
Источник перевода и оригинал на арабском: https://muntaqa.info/sokrshaf
Твиттер: https://twitter.com/muntaqa_info
Ютуб-канал: https://www.youtube.com/c/muntaqa
Группа "Фикх" вконтакте: https://vk.com/alfiqh
Инстаграм: https://instagram.com/muntaqai