Найти в Дзене
Шакко: об искусстве

Лучшие картины о русской зиме

Оглавление

Писать белую землю и белое небо — задача для живописца весьма тяжелая. Но никто в мире не умеет справиться с ней также хорошо, как русские художники. Ведь среди всего вот этого... гм... колористического великолепия мы живем практически полгода. Взглянем на самые лучшие картины на эту тему.

Никифор Крылов (1827)

В русской живописи пейзаж, как отдельный жанр, появился очень поздно в конце 18 века. Ну а зимний пейзаж появился еще позднее поскольку наши ориентировались сначала на французов и итальянцев, а они такое рисовать не умели. Не видели в этом красоту.

Зимний пейзаж (Русская зима)
Зимний пейзаж (Русская зима)

Первые хорошие образцы русских картин с зимними пейзажами начинают появляться в 1-й половине 19 века. Даже у Венецианова их еще не было! Но вот Никифор Крылов бедный мальчик из артели бродячих иконописцев, которого Венецианов подобрал и научил реалистической живописи, уже вполне в теме.

Перов (1866)

Тройка
Тройка

Середина 19 века у нас провисает: высококлассные художники были сплошь академистами, поэтому упражнялись на всяких Ахиллах с Помпеями. Потребовался шокирующий приход передвижников, чтобы зима как следует проникла в картины. Но она еще не полноценный сильный жанр, на самом деле, а лишь задник для кошмарной русской повседневности.

Шишкин (1890)

Во второй половине 19 века, особенно к концу, с пейзажным жанром, изображающим сугробы да льдины, все уже отлично — научились! Именно тогда создаются эталонные реалистичные русские пейзажи.

Зима
Зима

Сюда, по хорошему, надо бы «Грачи прилетели» Саврасова, там такие снега. Но ведь картина явно про приход весны, так что вычеркиваем. «Март» Левитана тоже.

Верещагин (1887-1895)

Окей, едем дальше. Зима становится полноценной составляющей национального русского мифа. Например, в верещагинском цикле «Наполеон I в России».

На большой дороге. Отступление, бегство
На большой дороге. Отступление, бегство

Используют снег для национального колорита и другие исторические живопицы: Рябушкин, Сергей Иванов и т.д.

Суриков (1891)

Безмятежные ледовые пейзажи продолжают писать в большом количестве (см. например Айвазовского). Но зима становится важным способом подчеркнуть национальное молодечество.

Взятие снежного городка
Взятие снежного городка

Это не время для уныния и безделья, а время, когда можно как следует повеселиться и накушаться (во всех смыслах). Вслед за игрищами Сурикова эту тему подхватит Кустодиев.

Васнецов (1899)

Зима — это ж еще и сказка, Рождество, Новый год, святки, карнавал, масленица... Сформировавшийся национальный театр с удовольствием использует ее как тематический задник.

Снегурочка
Снегурочка

Картина Васнецова основана на опере Римского-Корсакова про Снегурочку, и сочетает женскую красоту с пугающей неизвестностью зимней ночи.

Куинджи (1898–1908)

И вот чем ближе 20 век, тем все очевидней приближение страшных кандинских-малевичей. Куинджи, хотя вполне себе реалист (говорят), уже балансирует на грани, если вглядеться.

Пятна лунного света в лесу. Зима
Пятна лунного света в лесу. Зима

Никакой проработанности, широкие мазки, наглые обобщения. И от его пейзажа реально веет холодом.

Кустодиев (1922)

Что Кустодиев оседлает тему веселых маслениц, катаний на санях и каруселях — уже говорила. Выбрать из этих картин одну главную — трудновато, поэтому остановимся на этой.

Портрет Ф. И. Шаляпина
Портрет Ф. И. Шаляпина

На заднем плане тут — все те же типичные кустодиевские народные гулянья осредь зимы. На первом — гимн русским шубам! А, ну и таланту великого оперного певца, конечно.

Лучишкин (1926)

Ну вот, и революция грянула (а Шаляпин потихоньку свалил заграницу, забрав семью). Что происходит с зимой в новой, советской живописи?

Лыжники
Лыжники

Гладкие реалистичные зимние пейзажи а-ля Шишкин больше не в тренде: это такое же мещанство, как фарфоровые слоники на комоде и кружевные салфеточки. Антиквариат. Искусство должно быть прогрессивным! И прославлять, например, советский спорт.

Нисский (1957)

И вот, прогресс вокруг, летят самолеты, пыхтят паровозы, гудят провода. В зимних пейзажах появляется покоренная природа.

Февраль. Подмосковье
Февраль. Подмосковье

И какие-то неестественные цвета небес... экология меняется, города светятся. Нисский обожал это воспевать — один из величайших советских пейзажистов.

***

А что будет считаться шедеврами второй половины 20 века - начала 21 века — пока не ясно. Проживем еще лет пятьдесят, тогда все устаканется, может, узнаем.

Подпишитесь на мой канал об искусстве на яндекс-дзене! Или лучше, чтобы ничего не пропускать, подписывайтесь на мой телеграм-канал, у меня всегда столь же весело и жизнерадостно.

Покупайте мою книгу «Апокалипсис в искусстве. Путешествие к Армагеддону»: там про Вавилонскую блудницу, Четырех всадников, Зверя из моря, Звезду Полынь и прочие интересные штуки, и все в картинках! Озон, Лабиринт,Читай-город.