А мы продолжаем наш путь дальше, и впереди, на горизонте, уже видим Хвалынские горы. На Приволжской возвышенности высота Хвалынских гор уступает только Жигулёвским горам. Вершины и склоны гор покрыты лесом.
В Меровской балке, отделяющей гору Маячная от южных отрогов Хвалынских гор, расположен красивый водоём с зеркальной водной гладью.
А дальше мы въезжаем в Хвалынский район – последний район Саратовской области на трассе Р228.
Максимальная высота Хвалынских гор - всего 369 метров, то есть правильнее было бы их называть скорее холмами. Только учитывая их расположенность на территории Восточно-Европейской равнины, возвышенности которой в основном достигают не более 200-300 метров, Хвалынские горы условно получили название гор.
Гора Калка, расположенная прямо возле дороги, имеет высоту 285 метров.
Хвалынские горы расположены на территории национального парка «Хвалынский».
Местами вдоль дороги можно встретить небольшие обнажения меловых отложений. Красивые белые меловые горы находятся на въезде в город Хвалынск, но чтобы их увидеть, нужно съехать с трассы Р228 в сторону города километра на три. Мы решили оставить их просмотр когда-нибудь на потом, поэтому остались довольствоваться лишь тем, что было видно с дороги.
Красивые панорамные пейзажи Хвалынского национального парка заставляют то и дело останавливать машину, чтобы сфотографировать потрясающие живописные виды покрытых зелёным лесом холмов на фоне золотистых жёлто-зелёных трав.
Через какое-то время дорога уводит в лес, и панорамные пейзажи прячутся за густой берёзовой рощей.
Берёзы растут очень плотно друг к другу, закрывая собой проникновение солнечного света, при этом они расположены с двух сторон от дороги на склонах холмов, так что лучи уходящего солнца едва пробиваются сквозь тонкие стволы.
За берёзовой рощей находится поворот в город Хвалынск, а мы едем прямо, и теперь нас окружает уже красивый стройный хвойный лес – сосновый бор.
Вскоре рельеф выравнивается, и мы выезжаем на равнинную местность.
Красивый вид окружающей нас лесостепной зоны создаёт озеро Большак в балке Озёрный дол.
На выезде из Саратовской области мы ещё раз пересекаем Волжскую железнодорожную рокаду по путепроводу трассы Р228. Здесь расположена небольшая платформа остановочного пункта «57-й км». Километровое исчисление считается от железнодорожной станции «Сызрань I».
Мы покидаем Саратовскую область, и нас провожает круглая стела «Счастливого пути», точно такая же, как в самом начале области.
Дальше на нашем пути находится небольшой участок Ульяновской области, вдающийся к Волге частью Радищевского района, всего 22 км по трассе Р228.
Здесь нет абсолютно ничего интересного, и мы с трудом находим что сфотографировать на территории Ульяновской области, чтобы хоть как-то обозначить её присутствие в нашем путешествии - это знак «Берегите леса России».
Самарская область незаметно начинается на повороте в город Сызрань. Незаметно, потому что здесь нет никаких знаков, указывающих название области. Трасса Р228 уходит направо, в город Сызрань, где и заканчивается. А мы движемся прямо к трассе М5 «Урал» по объездной дороге города Сызрань, открытой лишь в 2010 году. Раньше объездной дороги тут не было, и весь транзитный транспорт шёл на трассу М5 прямо через весь город.
С объездной дороги хорошо видно Сызранский нефтеперерабатывающий завод.
Тем временем вечерело, и небо озарилось необыкновенно красивым свечением уходящего солнца среди облаков.
С объездной дороги Сызрани также хорошо видно ещё одно крупное промышленное предприятие города – это Сызранская ТЭЦ.
Возле села Новый Ризадей, за мостом через реку Сызранка, слева от дороги можно увидеть сказочное болото, которое в вечерних сумерках выглядит как мистический пейзаж к русским народным сказкам про Кикимору болотную или про Водяного.
Чуть дальше мы переезжаем по путепроводам две железнодорожные линии, внешне так похожие друг на друга, но на самом деле совершенно разные. Расстояние между ними по трассе - менее 1 км. Соединяются они в одну линию совсем рядом, на станции «Новообразцовое».
Первая железная дорога ведёт из Сызрани в Пензу, Моршанск, Ряжск, Узловую, Тулу, Калугу и Вязьму. Она была построена ещё в XIX веке в Российской империи и называлась тогда Сызрано-Вяземская железная дорога.
Здесь же изначально проходил Великий Сибирский путь – исторический ход Транссибирской железнодорожной магистрали из Москвы до Владивостока через Рязань, Ряжск, Моршанск, Пензу, Сызрань и дальше через Самару, Уфу, Миасс, Челябинск, Курган, Петропавловск, Омск, Новосибирск, Красноярск, Иркутск, Читу и китайский Харбин (а позднее через Хабаровск).
Вторая железная дорога ведёт из Сызрани в Инзу, Рузаевку, Сасово, Шилово, Рязань и дальше в Москву. Это направление было также открыто ещё в конце XIX века в Российской империи, но немного позже, и относилось тогда к Московско-Казанской железной дороге, а конкретно участок от Сызрани до Рузаевки назывался Сызранской ветвью.
В настоящее время движение проходящих пассажирских поездов через Сызрань в Москву осуществляется по обеим железнодорожным линиям, которые мы только что рассмотрели, при этом все поезда так или иначе обязательно проходят через город Рязань.
Вскоре объездная дорога города Сызрань заканчивается, и мы выезжаем на трассу М5 «Урал» Москва – Челябинск.
За окном были уже глубокие сумерки, и мы остановились переночевать на окраине Сызрани возле одной из автозаправочных станций трассы М5 прямо в салоне автомобиля.
В Самарской области впервые в нашем путешествии меняется часовой пояс, и теперь время, по сравнению с московским, составляет +1 час. Мы решили не переводить время на часах фотоаппарата, чтобы не путаться в постоянной смене часовых поясов при пересечении границ различных регионов, и решили, что будет гораздо удобней просто мысленно прибавлять на фотографиях часы согласно того или иного региона. Таким образом, в Сызрань по местному времени мы приехали в 21:33.
Во второй день нашего путешествия из Ростова-на-Дону в Тюмень мы проехали 640 километров пути, и завтра нас ждут новые неизведанные маршруты и незабываемые приключения.
Читать следующую часть
Все части рассказа смотрите здесь:
- Часть 1. Восточный Донбасс
Продолжение следует (ещё не дописал)
Другие мои рассказы:
- Дорога из Ростова в Краснодар, которой больше нет
- Из Ростова на Домбай
- Из Ростова в Москву
- В Якутию на автомобиле! Шаг за шагом