Найти в Дзене
Aeronautica

EMAS успешно предотвратил катастрофу

Оглавление

В Лос-Анджелесе система аварийного торможения на взлётно-посадочной полосе предотвратила катастрофу не успевшего вовремя затормозить самолёта.

Подробности

Рейс WN278 авиакомпании Southwest Airlines (WN) прибыл из Окленда в аэропорт Голливуд Бёрбанк имени Боба Хоупа (BUR) в 09:04 по местному времени и приземлился на ВПП номер 8. В условиях сильного дождя (некоторые рейсы в этот аэропорт по указанию FAA даже были задержаны в пунктах отправления) самолёт Boeing 737-7H4WL со 112-ю пассажирами и пятью членами экипажа не остановился в пределах асфальтового покрытия полосы и выкатился за пределы её створа, где попал на систему искусственного торможения (EMAS).

Эвакуация прошла успешно настолько, что перевозчик в своих публикациях описал процесс как "самолёт благополучно приземлился и остановился в конце взлётно-посадочной полосы", а пассажиры вышли "по надувным лестницам" (air stairs).

Boeing 737-700 остановился всего в нескольких метрах от ограждения аэропорта. В результате, оказались целы и самолёт, и экипаж, и пассажиры
Boeing 737-700 остановился всего в нескольких метрах от ограждения аэропорта. В результате, оказались целы и самолёт, и экипаж, и пассажиры

Дежавю

Это вторая авария Southwest в этом же самом месте.

Предыдущая случилась вечером 5 марта 2000 года с аналогичным авиалайнером предыдущего поколения. Тогда Boeing 737-3T5 выполнявший рейс WN1455 из Лас-Вегаса, приземлился в сходных условиях - на влажной ВПП с превышением скорости касания на 80 км/ч и на 200 метров перелетев предельную отметку безопасного диапазона, установленную его авиакомпанией для полосы аэродрома Бёрбанк.

Самолёт ожидаемо перебежал полосу, пробил защитное ограждение и выкатился на шоссе Hollywood Way - четырёхполосную автодорогу, проходящую перпендикулярно ВПП.

Из 137 пассажиров и пяти членов экипажа серьёзные травмы получили четверо, но все остались живы.

Практически сразу после этого администрация аэропорта запросила финансирование FAA, успешно получила 1,9 миллиона долларов и к январю 2002 года установила систему EMAS. И не зря.

Аналогичные аварии последних лет:

Якутский Superjet вернулся домой слишком жёстко
«Красавица» попала колёсами в траву Новой Гвинеи
Так в этом месте выглядел результат аналогичной ошибки пилота на самолёте Boeing 737-3T5 той же Southwest Airlines восемнадцать лет назад: инцидент с рейсом WN1455
Так в этом месте выглядел результат аналогичной ошибки пилота на самолёте Boeing 737-3T5 той же Southwest Airlines восемнадцать лет назад: инцидент с рейсом WN1455

Бетонные плиточки после асфальта

Engineered material arresting system, сокращённо EMAS, - установки, помогающие затормозить самолётам после окончания взлётно-посадочной полосы. Устанавливаются сразу за её створом в тех случаях, когда стеснённые условия не позволяют предусмотреть там естественное поле с грунтом и травой - стандартом считаются свободные 305 метров в длину (1000 футов) и 152 метра (500 футов) в ширину.

Производятся EMAS преимущественно французской компанией Zodiac Aerospace (сейчас - подразделение Safran) из цементных ячеек. В 2014 году у неё появился конкурент, Runway Safe: предложенная им новинка из вспененного стекловолокна рекламируется как более дешёвое и экологичное (используется вторсырьё) решение.

По статистике FAA, с 1999 года, когда эти системы начали применяться, в них успешно затормозили 14 перебегавших полосы самолёта. До сих пор самым известным случаем был самолёт кандидата в вице-президенты (впоследствии успешно избранного) Майка Пенса (Mike Pence) - чартерный рейс для его кампании выполнялся тоже на Boeing 737, и самолёт подобным образом некорректно приземлился в нью-йоркском аэропорту Ла-Гуардия (LGA).

В Бёрбанке сейчас установлена полоса длиной всего 52 метра (170 футов) и шириной 107 метров (350 футов) - на большее не хватает места. Причём в 2008 году её расширили: первоначально и в ширину она тоже была пятидесятиметровой.

Работа EMAS от Zodiac на примере Bombardier CL600
Работа EMAS от Zodiac на примере Bombardier CL600

Фирменная авария Southwest

Самой известной катастрофой Southwest Airlines является совершенно аналогичная в аэропорту Чикаго Мидуэй (MDW). Вечером 8 декабря 2005 года прибывший из Балтимора Boeing 737-7H4WL при посадке в условиях сильного снегопада перебежал полосу, пробил заграждение и точно так же выкатился на автодорогу за периметром аэропорта. К несчастью, на проезжей части было достаточно машин - и самолёт раздавил одну из них, где на пассажирском сиденье погиб шестилетний мальчик.

В самом самолёте 98 пассажиров и 5 членов экипажа точно так же отделались травмами разной степени тяжести, но все выжили.

После этого администрация аэропорта установила EMAS за створами всех четырёх своих ВПП.

Boeing 737-7H4WL авиакомпании Southwest Airlines, инцидент с рейсом WN1248 в аэропорту Чикаго Мидуэй (MDW)
Boeing 737-7H4WL авиакомпании Southwest Airlines, инцидент с рейсом WN1248 в аэропорту Чикаго Мидуэй (MDW)

EMAS, друг укороченных Boeing'ов

В этих авариях примечательно также то, что именно из-за Бёрбанка и Мидуэй, расположенных близко к деловым центрам Лос-Анджелеса и Чикаго, соответственно, Southwest заказывает, а Boeing будет производить самую короткую версию семейства B737 MAX. Если раньше в поколении B737 Classics на версию B737-300 и в B737 Next Generation на версию B737-700 существовал стабильный спрос во всём мире, то сейчас рыночные условия изменились, и укороченные самолёты популярностью не пользуются: авиакомпании заказывают A220 или Embraer 195 классом ниже, с меньшими аппетитами, зато такой же вместительности.

Но базовая модель MAX'ов, "восьмёрка", не может стабильно взлетать и гарантированно вовремя останавливаться на коротких ВПП аэропортов, расположенных внутри городской застройки: у Мидуэй есть максимум 1 988 метров асфальта, у Бёрбанка - 2 099 метров, но в жаркой Калифорнии. Но отказаться от таких аэродромов для авиакомпании означает потерять конкурентное преимущество. Заказать самолёты другой модели - тоже неправильно, это увеличит затраты на флот, что стремящиеся к максимальной эффективности при низких ценах на билеты лоукостеры позволить себе не могут.

Поэтому Boeing 737 MAX 7 будет производиться не только в виде большого бизнес-джета (с суффиксом -BBJ в названии), а системы EMAS ещё не раз поработают.

Boeing не очень торопится выпускать свой 737 MAX 7, потому что крупный покупатель у этой версии всего один - Southwest Airlines
Boeing не очень торопится выпускать свой 737 MAX 7, потому что крупный покупатель у этой версии всего один - Southwest Airlines

О проблемах укороченных самолётов:

Четыре причины роста продаж больших узкофюзеляжных самолётов
Boeing показал MAX 7 — до сих пор никому не нужную модель