Семь из одиннадцати топ-фильмов, по показателям кассовых сборов в 2017 году, были фильмами о супергероях – персонажах, взятых из комиксов.
Больше о комиксах на hype.ru
Очевидно, что современный Голливуд живет в эпоху комиксов, поощряя глобальную одержимость: фильмы о супергероях, возможно ставшие самыми популярными в истории человечества, смотрят сотни миллионов зрителей по всему миру. Почему мы так любим придуманные истории о героях с уникальными способностями — пытается разобраться Марк Боуден, журналист New York Times.
Не секрет, что фильмы всегда отзеркаливали нравы, вкусы и ценности того периода, в котором они создавались. Благодаря картинам прошлых лет мы наблюдали за изменениями в статусе женщин, отношении к вопросам войны, преступности, журналистике и т.д., которые происходили на протяжении десятилетий. Но что скажут о нас историки, изучая кинохронику с переизбытком супергероев?
Разумеется, нет каких-то особых правил, согласно которым фильмы должны нести определенную смысловую нагрузку. С этой точки зрения картины по комиксам можно расценивать как «попкорн для ума», который предназначен для быстрого потребления и мгновенного забвения (возможно, именно поэтому так много людей и любят подобные фильмы).
Если разобраться, то большинство сюжетных поворотов в комиксах не имеют смысла даже в рамках фантастической логики своих же собственных миров. Вот почему, например, супергерои и злодеи продолжают бросать друг в друга большие предметы, если очевидно, что это не приносит ожидаемого эффекта?!
Но ведь так они могут продемонстрировать свои прекрасные тела в постановочных боях с ошеломляющими спецэффектами под аккомпанемент псевдо-вагнеровской музыки. Не говоря уже о диалогах, зачастую бессвязных и банальных, которые создаются под строгим надзором сценарных комитетов и влиянием коммерческих расчетов киностудии.
Единственным исключением, по крайней мере пока, является лента «Логан» – самый грубый, реалистичный и, пожалуй, лучший фильм о герое комиксов, созданный в 2017 году. Сценарий явно написан как аллегория о неустанной борьбе Америки с расизмом, затрагивающая темы отцовства и родовой принадлежности перед лицом угнетателя. Это глубокий фильм о «чем-то, о сути, о боли, о жизни», и он был бы хорош, даже если бы главные герои не обладали бы суперсилами, – отмечает Марк.
Джоди Фостер недавно охарактеризовала современные крупнобюджетные постановки как «разрушающие саму суть кинематографа»:
Миром правит прибыль от кассовых прокатов. Кино меняет привычки американцев, меняет их мировоззрение, что в конечном счете затронет и остальных жителей планеты. Я не хочу снимать фильмы о супергероях за 200 миллионов долларов.
Культ Личности
Даже если фильмы о супергероях не должны восприниматься всерьез теми, кто старше 12 лет, но каждая история что-то да означает, каждый персонаж создается с какой-то целью, даже злодей. По сути, идеализация персонажей отражает стремление современных людей к Культу Личности. Да, супергерои являются уникальными, чрезвычайно талантливыми существами, которые выше юридических законов и даже законов природы. Голливуд всегда любил мавериков, но не будем забывать, что все-таки это мультипликационные персонажи, сгенерированные компьютером.
Былые идеалы: знания, законопослушность, уважение к традициям и обществу, честь, добродетель, народное единение перед лицом угрозы — уходят на второй план. Институт общества и человеческие знания оказываются бесполезными. Религия не имеет значения. Правительство зачастую коррумпированное и/или неумелое (если напрямую не показано как истинное зло). Но сверхчеловек — это все!
Супергерой — будь то инопланетянин или изгой с уникальными способностями, приобретенными при рождении, либо в результате несчастного случая, порождает Культ Личности. Неудивительно, что заядлые фанаты подобных фильмов выбирают президента, который с гордостью заявляет, что «Я один», что только «Я способен решить проблемы нации», который называет своих внутренних и внешних оппонентов комическими, уязвляющими прозвищами, такими как: «Кривая Хиллари» или «Человек-Ракета».
Псевдозначимость
Супергероям не нужно напрягаться, чтобы казаться значимыми. Возьмем хотя бы монолог, знакомящий нас с историей Чудо-женщины. Кстати, «Wonder Woman» — один из самых больших хитов в истории кассовых сборов. И что мы получаем на первых же кадрах: под аккомпанемент оркестровой музыки звучит хрипловатый голос Галь Гадот, играющей Диану, потрясающе красивую супергероиню, главного персонажа фильм, которая повествует о красоте Земли и «темноте, таящейся под ее поверхностью», чтобы перейти к главному уроку в ее жизни:
«Что делать, если принять правду гораздо труднее, чем ожидаешь?»
Серьезно?!.. Возможно, нам не следует придавать особого значения этой фразе, ведь дальнейшие события развиваются довольно быстро, но ради аргумента можно сделать паузу.
Что касается других картин, таких как: «Тор: Рагнарок», «Стражи Галактики» и «Мстители: война Бесконечности» (хронометраж которой 2,5 часа кажется бесконечным), они также не блещут особым глубокомыслием. Здесь мы скорее видим микс космических баталий и боевых искусств, приправленных горсткой остроумных шуток.
Конечно, не будем отрицать, что некоторые картины все же стремятся к большему: изображают миры Манихейа, населенные богами, отождествляя их с супергероями и суперзлодеями, пребывающими в бесконечном конфликте «добра и зла». Мы видим обращение к образам Христианства, в то время как сами идеалы веры давно позабыты (а как же пресловутая заповедь «подставь вторую щеку»?!). По-видимому, главная цель героя – «надрать злодею задницу».
Отдельной строкой во всем этом кинобезумии проходит тема расизма, либеральности и толерантности: права и возможности женщин и «социально-незащищенных слоев населения» расширяются с каждой последующей картиной, что даже мускулистый инопланетный енот уже не вызывает у нас удивления.
С другой стороны, возможно, чрезвычайный успех «Черной пантеры» частично и основан на создании контр-мифа вековым расистским изображениям Африки. Здесь мы видим скрытое королевство, которое значительно мудрее и технологически более совершенное, чем другие нации, далекие от афроцентризма.
Мифы
По своей сути мифы иллюстрируют человеческие желания, слабые и сильные стороны. Они показывают любовь и красоту (Афродита), чудо рождения и щедрость (Деметра), вино и экстатическое безумие (Дионис). В свою очередь у героев комиксов есть только один или несколько необычных физических качеств. И злодеям комиксов порой не хватает конкретики в их темных деяниях, подобно «Потерянному раю» Джона Мильтона, где зло олицетворяется вполне понятными нам грехами: сатана (гордостью), маммона (жадностью), белиал (злостью), молох (жертвоприношением). В комиксах же злодеи просто хотят побеждать и убивать, они не стремятся утолить свою похоть, накопить большое богатство, построить себе памятник, создать утопическое общество или заняться садистскими мучениями. Они просто хотят победить.
«Человек-паук: возвращение домой» – это прямой пересказ истории Икара, возможно, самого известного из всех древнегреческих мифов. Икар, подстрекаемый гордыней, игнорирует предупреждения своего отца, взлетает слишком высоко и, опалив восковые крылья, падает вниз.
Конечно, такой финал был бы слишком суровым для супергероя. Но посмотрите сами: Питер Паркер (протеже Железного Человека) получает причудливый костюм, который способен приумножать его силы. Игнорируя советы своего наставника, Питер попадает в переделки, порождая хаос, но в конечном счете добро торжествует (после неоднократного бросания крупных предметов в своего супер-противника).
Уже знакомая нам «Чудо-женщина» более оригинальна и тематически амбициозна. Здесь мы видим отсылки к «Потерянному раю» Джона Мильтона, но вместо Люцифера, восстающего против Бога, в картине показан Арес — бог войны, восставший против своего отца Зевса.
Арес настаивает на том, что люди по существу злы, а Диана клянется, что они хорошие. В конечном счете она побеждает Ареса, не жертвуя собой, а бросая большие предметы, чтобы потом «зажарить» его молниями.
Очевидно, что тяга к хэппи-эндам уже заложена в человеческой природе.
Спецэффекты
Когда мне было 12 лет, мы с другом Баззи приготовили чудо-зелье (из подручных средств детского набора по химии) и посыпали себя этой смесью в надежде приобрести суперсилы. Бегая по дому, мы все ждали волшебного эффекта, но так и остались разочарованы, - делится воспоминаниями автор.
Тогда, в 60-х, он мечтал о том, что было бы невероятно круто, если бы в фильмах показывали истории из комиксов. Пожалуй, в этом то и кроется самая большая причина успеха голливудской эпохи комиксов — технологии. Анимация и спецэффекты позволяют перенести в жизнь даже самые диковинные образы и фантазии из комиксов. Это именно то, о чем мечтал Марк Боуден, когда был маленьким мальчиком. Это именно то, о чем мечтают миллионы детей по всему миру.
Несмотря на все это удивительное кинематографическое волшебство, я зачастую разочарован увиденным. И это странно, ведь те истории, которые я читал, будучи ребенком, были не лучше, а откровенно сказать, гораздо хуже того, что идет сейчас на экранах. Просто мои мечты изменились, и, даже окунаясь в совершенно фантастическую реальность, мне по-прежнему супергерои кажутся глупыми, а истории неправдоподобными. Тем не менее, именно эти фильмы возрождают во мне ребенка. А не в этом ли их главная заслуга и предназначение?!
Автор: Марк Боуден – журналист New York Times и автор книги «Hue 1968».
Больше о комиксах на hype.ru