Найти тему
Пойдем в кино

Брат ты мне, или не брат?

Самый нетипичный вестерн, который вам доводилось видеть, уже на экранах. Все каноны жанра здесь взяты и перевернуты с ног на голову, но именно это делает «Братьев Систерс» уникальным фильмом, который стоит посмотреть.

С самого начала, трейлер, лозунг и название фильма настраивают на волну веселья. Ну, сами посудите: «Братья по крови. Сестры по имени», какому жанру может принадлежать кино с таким лозунгом? Зритель идет на сеанс в ожидании пародии на классический вестерн, где чисто одетые герои стреляют метко даже с закрытыми глазами.

Но француз Жак Одиар, режиссер, у которого на каминной полке стоят три Золотые пальмовые ветви, не мог обойтись в этой работе клишированным языком. Одиар — настоящий постмодернист, поэтому в свою ленту он завернул философское рассуждение о кризисе жанра в кинематографе.

Лучшие стрелки, наемные убийцы, неуловимые и не убиваемые братья Систерс, попадают в неловкие ситуации, как самые обычные люди. Один брат напивается до поросячего визга и потом страдает похмельем, второй, вообще, умудряется проглотить паука и быть при смерти от воспаления. Но, главное, в их человечности, это, конечно, бесконечный поиск смысла жизни. Я не помню ни одного ковбоя, который задумывался бы о том, чтоб выйти на пенсию и открыть торговую лавку. А вот старшенький Илай (Джон Си Райли), например, постоянно рассуждает на тему «а что будет потом?». А ещё он так нежно влюблен в свою учительницу и так трепетно относится к подаренному ей платку, что сразу хочется простить ему все убийства. Ведь он рефлексирующий человек, в отличие от своего неандертальского вида братца.

-2

Чарли (Хоакин Феникс), пока еще живет в прошлой парадигме жестокости и борьбы за ресурсы. Его жизненный принцип подчиняется правилам дикой природы. Чтоб занять место вожака, его нужно убить. Чарли убивает в детстве отца и занимает его место. Обратите внимание, насколько старший брат Илай подчинен младшему. Разгадка такой субординации именно в том, что Чарли — носитель фигуры отца. Карьерного роста он хочет добиться тем же способом: убить командора, которому служил верой и правдой долгие годы, и занять его место.

А вот рекрутер Джон Моррис и гениальный химик Герман Уорм (герои Джека Джилленхола и Риза Ахмета, соответственно) — это будущее, к которому стремится сердце Илая. Уорм, придумал состав, помогающий высвечивать золотые самородки в реке, (внимание!) не для наживы. Он грезит об утопическом мире, где правит демократия и идеалы гуманизма. И, честно сказать, в череде сенсимонистов (последователи Сен-Симона), утопистов, социалистов, фурьеристов (последователи Шарля Фурье), заполонивших в середине XIX века Дикий Запад, он выглядит наиболее перспективным. Ведь у него могло быть большое финансовое обеспечение.

-3

Но сюжет фильма, а изначально одноименного романа Патрика Девитта, не смог пойти против исторической правды. Идеи демократии и человеколюбия для Дикого Запада чересчур новаторские. Романтикам-идеалистам не выжить в этих условиях, они отвергнуты, как чужеродные элементы. Ведь для того, чтоб их идеи приобрели популярность, нужно шагнуть вперед на 150 лет. Поэтому Доктору Уорму и Джону Моррису, которого он обратил в свою веру, суждено было пасть жертвами этого жестокого, ненасытного, дикого мира. То есть умереть в результате тупых действий Чарли Систерса, который этот дикий мир в ленте символизирует.

Радует одно, по задумке сценариста, после кульминации маскулинности Чарли, и он навсегда перестает быть собой прежним. Теперь вожжи берет в свои руки Илай, человек, пусть и старой закалки, но не просто готовый к прогрессу, а страстно его желающий (помните историю с зубной щеткой).

А значит, мир на правильном пути.

Хочется отметить храбрость съемочной команды, которая в эпоху исключительно женского кино сняла фильм, в котором отношениям мужчины с лошадью уделено больше внимания, чем отношениям с женщинами. Всего несколько женских персонажей (в основном проститутки) за весь фильм, и одна очень странная Мейфилд, которая в книге мужчина, а в фильме её роль исполнил актер трансгендер. Спасибо Одиар, за европейскую храбрость снимать исключительно пацанское кино, не приправляя его гимном феминизму.

Фильм получился многомерный, как в смысловом, так и в художественном плане. Операторская работа на высшем уровне, Дикий Запад, воссозданный на просторах Италии и Румынии, получился даже более достоверным, чем будь он снят в США. Музыку написал универсал Александр Деспла, которого я уже устала хвалить в своих рецензиях. Он отлично справился с работой.

-4

Фильм может показаться немного затянутым, ведь актерская игра тут перемежается с длинными кадрами ночных кошмаров или прекрасных пейзажей. Но стоит отметить, как мастерски прописаны диалоги, в которых герои более говорят о том, что их беспокоит, чем о том, что происходит на экране.

В целом, история про вынужденную эволюцию взглядов, через призму революции жанра вестерна получилась интересной. Стоит посмотреть «Братьев Систерс» хотя бы для того, чтоб узнать каким ещё может быть ковбой.