Джорджо Вазари в труде, посвящённому биографиям деятелей искусств Италии эпохи Возрождения (прим. «Жизнеописания прославленных живописцев, скульпторов и архитекторов»), описывал Пьеро как человека со странными чертами поведения:
« [...] он (прим. Пьеро ди Козимо) постоянно жил взаперти, не позволяя никому смотреть, как он работает, и вел жизнь скорее скотскую, чем человеческую. [...] Иногда он долго рассматривал стенку, в течение продолжительного времени заплеванную больными, и извлекал оттуда конные сражения и невиданные фантастические города и обширные пейзажи; подобным же образом разглядывал он и облака на небе».
На своих картинах итальянский художник Пьеро ди Козимо уделял много внимания ландшафту, а также растениям и животным, заполняющим и оживлявшим пейзаж.
«Там (прим. на картине, которую описывает Вазари, но эти строчки можно отнести ко многим работам Козимо) были и постройки, и животные, и различные одежды, и инструменты, и другие причуды, какие только пришли ему в голову для мифологических историй».
А теперь давайте и перейдём к мифологическим историям. Одна из известных его картин изображает кентавромахию — это «Битва лапифов с кентаврами». О её сюжете сегодня мы и расскажем подробнее.
Мифическая основа картины
Кентавры — полулошади-полулюди, существа, фигурировавшие во многих мифах Древней Греции. Они отличались необузданным нравом, любили пьянствовать, часто сопровождали бога виноделия Диониса в его тусовках. Неудивительно, что этим несдержанным существам трудно было соседствовать на одной территории с людьми.
Лапифы — народ, проживавший на северо-востоке Эллады. До некоторых пор они мирно уживались с кентаврами, терпели их дикие выходки (полулошади часто угоняли скот, воровали женщин и т.д.).
Однако со временем те стали претендовать на часть власти царя лапифов Пирифоя. Это стало первым толчком к последовавшему конфликту, хотя его поначалу удалось уладить. Пирифой даже пригласил их на свою свадьбу с Гипподамией. Как выяснилось, зря.
На торжестве кентавры распоясались и попытались украсть жену Пирифоя. Лапифы не стали терпеть оскорбление, они набросились на наглецов и убили часть из них. Сбежавшие же собрали войско и напали на людей. Последние были вынуждены покинуть территорию и бежать в горы.
Долго боролись лапифы с кентаврами, но истинным победителем буйных существ считается Геракл, убивший большинство из них во время похода за Эрифманским вепрем. Он поставил точку в этих разногласиях, скажем так.
Если вам интересно узнавать различные мифологические сюжеты, которые становятся основой для картин великих художников, то ставьте лайк и подписывайтесь на канал ΦΙΛΟΣΟΦΊΑ! У нас такого много.
- Исп. и рек. литература/ресурсы: wikipedia.org // «Жизнеописания прославленных живописцев, скульпторов и архитекторов», Джорджо Вазари