Найти тему
Рассуждения

Земное и небесное

Хороша и глубокомысленна перекличка историка Игоря Фроянова – смотри беседу с ним «России нужны вера и правда» Алексея Богачева в газете «Завтра» (№ 37, 2016) – и поэта из Кузбасса Бориса Бурмистрова, Лауреата Всероссийской православной премии имени святого благоверного великого князя Александра Невского, – читай предисловие автора в книг его стихов «Исихастское моленье» (Кемерово, 2016).

Борис Бурмистров:

Надо верить, что смерти нет.
Путь прошел и назад оглянулся.
Слава Богу! Я видел Свет.
Слава Богу! Я в свет окунулся.

«Все, что созидается, все, что творится благое, – все от Бога! Русская жизнь, русская культура, русская литература немыслимы без православия. Многие из нас этого еще не понимают, не осознают великой радости – видеть Свет Божий. Я думаю, поэт без Бога в душе подвержен искривлённому восприятию и изложению сути земного бытия».
Игорь Фроянов: «Православная вера, православная церковь как нельзя более соответствовали и соответствуют глубинным качествам и свойствам русского этноса. Соборность ведь – та же коллективность, так что одно сроднилось с другим. И если русский коллективизм до принятия христианства иммел больше бытовой характер, то с принятием христианства он приобрел метафизический, мистический, сакральный характер. С поры крещения Руси русская соборная церковь и русский православный люд, живущий на коллективистских началах, сошлись в гармонии, которая, между прочим, не поколеблена еще и до сих пор».
Правоту сказанного, согласимся, доказывает нынче многое.
В 2018-м году мы празднуем 1080-летие принятия христианства.
Газетные репортажи о крестном ходе в Екатеринбурге делают и нас как бы причастными к шествию от Храма на крови на месте Ипатьевского дома, где в ночь о 16-го на 17-е июля 1918 года были расстреляны последний русский император Николай II и его семья – жена, четыре дочери и сын, до Ганиной ямы, где были тайно захоронены останки убитых. Расстояние немалое – 21 километр – заняло четыре часа, шествие народа с хоругвями возглавлял патриарх Кирилл в полном церковном облачении. Шествие и литургия утром 17-го в церквях – все в память о царских страстотерпцах, причисленных ныне к лику святомучеников.
Да что там говорить о литературе, если даже в серьезных аналитических статьях о проблемах экономики («экономика сжимается, население сокращается») концепция новой индустриализации обосновывается с опорой в числе главных принципов и на православный менталитет русского этноса. Не пожалеем места для большой цитаты из статьи Сергея Батчикова «Наш ответ» с подзаголовком «Как надо реагировать на стратегические вызовы (газета «Завтра», № 16-17, 2018). «Россия — традиционно левая страна. Если в западном понимании справедливость — это прежде всего закон (что законно, то и справедливо), то в русско-православной цивилизации справедливость веками считалась выше любого закона. Для западной цивилизации высшей ценностью является свобода, понимаемая в индивидуалистическом, либеральном ключе, тогда как справедливость для Запада вторична.
Для русско-православной цивилизации справедливость превыше всего, и ради неё могут быть ограничены и некоторые свободы. Если на Западе бедность рассматривается как рациональный социальный механизм, то русская православная философия и традиционные культурные установки, выводимые из крестьянского общинного коммунизма, всегда основывались на принципиально ином положении: бедность есть порождение несправедливости, и потому она — зло. «Сознание неправды денег в русской душе невытравимо», — говорила Марина Цветаева».

TagsКнижная полкаProject: MolokoAuthor: Ляшева Р.