Символизируя неконтролируемую ярость и жажду крови, берсерки викингов были свирепыми воинами, которые, как говорят, сражались в трансе. Но существовали ли такие люди на самом деле?
В начале эры викингов, около 800 годов н.э., в Скандинавии было мало военных учреждений, но ряд таких организаций постепенно развивался по мере того, как общество подпадало под власть одного монарха. Главным учреждением была боевая дружина, братство воинов, служившее общему хозяину. Со временем они стали основным источником власти для средневековых королей и превратились в благородную элиту.
Но в Скандинавии было более зловещее братство воинов, которое не могло найти себе места в пост-языческом мире христианства. Вместо этого они выжили только в царстве саг, искусства и фольклора, часто становясь безумными демонами войны и символами зла. Но за мифом и саваном истории, источники показывают существование людей, процветающих на границе между жизнью и смертью, подпитываемых войной и отличающихся своей экстатической боевой яростью.
Описание "берсерков" и "ульфхеднаров"("волкоголовые") в источниках находится на границе между фантазией и реальностью, и нам сегодня трудно представить, что такие люди обладающие неконтролируемой разрушительной силой, могли когда-либо существовать. Но они были. Берсерки и волкоголовые (также известные как "воины-волки") были особой группой очень опытных и опасных воинов, которые как считалось связаны с богом Одином.
Желанные воины
На поле боя берсерков и "волкоголовых", ставили в первых рядах, чтобы противостоять главной атаке врага или наоборот стать ядром наступления. Но отряды берсерков могли стать опасными и для своей армии, поскольку их было трудно контролировать в бою. Они предпочитали действовать небольшими группами, атакуя самостоятельно. Олаф Харальдссон поставил берсерков перед своими пехотинцами в битве при Стикластадире в 1030 году, но вместо того, чтобы держать строй, они атаковали и тем самым способствовали падению короля.
Воины-викинги взывали к богу Одину, чтобы дать им ярость и мужество в битве, но берсерки шагнули дальше. Согласно источникам, они могли разгромить превосходящую по численности силу, а когда нападали, выли, как бешеные собаки или волки. Говорили, что ни железо, ни огонь не могло их ранить, поскольку они не ведали боли. После боя они были слабы, как младенцы, полностью потратив свои силы как физические, так и психологические.
Трудно найти четкую разницу между берсерком и ульфхеднаром. Иногда они кажутся одинаковыми, однако описания говорят, что это был разный тип воинов. В некоторых текстах "волкоголовые" даже более тесно связаны с культом Одина, чем берсерки.
Братство для войны
Изначально берсерки создали свое братство профессиональных воинов, которые путешествовали и служили у разных вождей. У них также существовали различия в зависимости от их тотемного животного, медведя или волка. Одетые в их шкуры, воины верили, что они были наделены духом этих животных.
В некоторых сагах описывается, что стража короля или вождя состояла из берсерков. Которые составляли элитные отряды, дополняющие армию. В морских сражениях такие воины, обычно дислоцировались на носу корабля, чтобы первыми начать атаку.
О берсерках говорят как о грозных врагах. Описывается, что они были настолько опьянены боевой яростью, что кусали щиты, нападали на валуны и деревья и даже убивали друг друга, ожидая начала сражений.
Считается, что титул берсерка иногда передавался по наследству от отца к сыну, и известны примеры целых семей берсерков.
Самые ранние источники, возможно описывающие берсерков, датируются первым веком нашей эры и найдены в римских писаниях. В своей книге "Германия" римский историк Тацит описывает, опьянённых жаждой битвы элитных воинов среди германских племен в Северной Европе. В шестом веке Прокопиос писал о «диких и беззаконных герулах» с севера, описывая, как они почти обнажались в битве, одетые только в набедренные повязки - это должно было показать их презрение к ранам. На них не было ни шлема, ни кольчуги, они использовали только легкий щит, чтобы защитить себя. Герулы возможно происходили из Зеландии или Фюна в современной Дании, но их также можно проследить в других частях Скандинавии, включая Норвегию. Герулы, возможно, имели свое царство на острове Фюн. Однако в VI веке н.э., они были изгнаны из Скандинавии датчанами. Герулы часто принимали участие в качестве воинских групп в римской армии. Они нанимались так же, как и берсерки, на службу вождей или королей.
Берсерков часто упоминают в сагах, в стихах о скальдах [составленных при дворах скандинавских и исландских лидеров во времена викингов и средневековья] и в другой литературе средневековья. В сагах, которые были написаны в христианском контексте, память об этих воинах была сильно искажена. На них вешали ужасные ярлыки представляя их отъявленными головорезами, бандитами и пр.
"Волкоголовые”
Самый старый известный письменный источник, упоминающий ульфхеднаров - это скальдическая поэма IX века, посвященная королю Харальду, приписываемая поэту Торбьерну Хорнклове. Написав о битве при Хаврсфьорде [дата неизвестна], он писал: «Берсерки взревели там, где бушевала битва, воют "волкоголовые" и дрожит железное оружие».
Ульфхеднары по описаниям отличались от берсерков тем что могли контролировать свою ярость. Их часто использовали для скрытных и беспощадных нападений. Это были своего рода ниндзя только на скандинавский манер.
Описания в сагах жестоких людей и убийц не могут быть связаны с берсерками. Они рассматриваются как нечто большее, чем просто социально проблематичное и необычно агрессивное. Саги отличают их от других людей, приписывая им определенную "природу", которая одновременно вызывала и презрение, и страх.
Грибная теория
В 1784 году священник по имени Одман основал теорию о том, что «бешенство» является результатом употребления грибов мухоморов (Amanita muscaria). Это объяснение постепенно стало наиболее популярным и остается таковым на сей день. Одман основал свою гипотезу на сообщениях о сибирских шаманах. Но важно отметить, что у него не было личных наблюдений за эффектами употребления в пищу этого вида грибов.
Белый мухомор также был предложен в качестве причины ярости берсерка, но, учитывая, насколько он ядовит, это является, практически невозможным. Употребление в пищу таких грибов, как минимум, могло привести к депрессии и вызвать апатию у человека. Берсерков, конечно, никогда не называют апатичными!
Было также предложено отравление грибком Claviceps purpurea - оно содержит соединение, используемое для синтеза ЛСД галлюциногена (диэтиламида лизергиновой кислоты). Однако, если бы грибы были так важны для берсерков, то почему они не упоминаются в сагах?.
Наиболее вероятное объяснение «боевого безумства», можно найти в психиатрии. Теория состоит в том, что группы воинов, через определенные ритуалы, выполняемые перед битвой, входили в гипнотический транс. В этом диссоциативном состоянии они теряли сознательный контроль над своими действиями и действовали на уровне подсознания. Люди в этом состоянии кажутся далекими, плохо понимающими окружающую обстановку, у них снижается болевой порог и увеличивается мышечная сила. Критическое мышление и нормальные социальные запреты, которых также ослабевали.
Если Вам понравилась статья, подписывайтесь на канал и ставьте Класс