Найти тему
Минский Курьер

До нашей ЭР-ки

Ровно 55 лет назад от перрона столичного железнодорожного вокзала отправился первый белорусский электропоезд ЭР9-23 производства Рижского вагоностроительного завода

7 декабря 1963 года. Минский железнодорожный вокзал. Легкий снег, но на перроне не протолкнуться. Минчане пришли посмотреть на чудо техники — электричку. В вагонах заняли места почетные гости, строители, эксплуатационники и другие работники железной дороги, проводившие электрификацию первого в БССР участка. В 15:36 под громкие аплодисменты, под прицелом объективов фото- и кинокамер электропоезд ЭР9-23 отправился в первый рейс по маршруту Минск — Олехновичи. Им управляла локомотивная бригада в составе машиниста 2-го класса Георгия Галкина и его помощника Александра Иванова. Так началось регулярное движение электропоездов на участке Минск — Олехновичи — Минск, протяженность которого 48 км.

Для переоснащения этот участок был одобрен Министерством путей сообщения СССР 14 апреля 1961 года. Для обслуживания нового вида локомотивов решили построить специальное депо на станции Минск-Северный. Рассматривали два варианта электрификации: на постоянном токе 3,3 кВ и на переменном 27,5 кВ. Последний вариант выбрали как более прогрессивный и экономичный, к тому же выпуск подходящих электропоездов освоил Рижский вагоностроительный завод. Ими стали знаменитые ЭР9 — лучшие электрички того времени. Просторные салоны, деревянные сиденья. Состав из 10 вагонов, а это минимум 1 000 пассажиров.

В январе 1964 года на линию вышла вторая ЭР-ка. Уже весной все прелести поездки на электричке смогли испытать минчане-дачники. С этого момента слова «электричка» и «дача» неразделимы. Популярность новых составов была невероятной. С дореволюционных времен молодечненское направление ценили и любители загородного отдыха. Плюс ко всему тысячи горожан влекло Минское море. Когда открывались двери электрички на одноименной станции, шумной толпой вываливались дети, мамы и папы с котомками еды и покрывалами, молодежь с палатками и гитарами, рыбаки со снастями. В салоне, вздохнув с облегчением, рассаживались дачники. Пусть лишь минут на 10, пока состав не остановится в Ратомке. До Олехновичей обычно ехали только те, кому нужно было в Молодечно и дальше. В Олехновичах осуществлялась пересадка в составы, ведомые тепловозами. Правда, длилось такое недолго. Через 3 года электрифицировали и участок до Молодечно.

Так в 1960-х положили начало огромной работе. Понадобилось чуть больше 10 лет, чтобы электрички пошли по всем магистралям, ведущим к столице. К середине 1980-х электрифицировали основные железнодорожные магистрали БССР, да и не только. В 1984 году для сквозного грузового движения полностью был готов путь от Москвы до Бреста. В городе над Бугом электровоз ВЛ80 («Владимир Ленин») поднял токоприемник, и вагоны с грузами отправились не только в столицу ­СССР, но и дальше, например в порт Мурманска.

Декабрь оказался самым плодотворным месяцем в истории электрификации БЖД. Абсолютное большинство участков сдавали в эксплуатацию именно в декабре.

7 декабря 1963 года — Минск — Олехновичи (48 км)

5 декабря 1966 года — Олехновичи — Молодечно (30 км)

28 декабря 1970 года — Минск — Пуховичи (64 км)

28 ноября 1971 года — Пуховичи — Талька (20 км)

3 ноября 1972 года — Талька — Осиповичи (24 км)

27 декабря 1974 года — Минск — Борисов (78 км)

29 декабря 1975 года — Минск — Столбцы (76 км)

27 декабря 1979 года — Орша — Красное (51 км)

18 декабря 1981 года — Орша — Борисов (132 км)

21 декабря 1982 года — Столбцы — Барановичи (90 км)

6 ноября 1983 года — Барановичи — Брест (204 км)

Новый поворот

Электрички сыграли значительную роль в росте Минска в первую очередь благодаря скорости и доступности. Сел в электричку в родном городе, например, Борисове или Столбцах, и через пару часов уже вышел на перрон минского вокзала. Этот транспорт любили все, особенно студенты, тем более что железная дорога не отставала в развитии.

Рижские электропоезда постоянно модернизировали. В 1980-1990-х происходило обновление подвижного состава БЖД. В Минск приходили электропоезда ЭР9М, ЭР9Е и ЭР9Т, а ЭР9 и ЭР9П, отработавшие по 20 лет, передавали на другие железные дороги СССР. Например, первая электричка ЭР9-23.

-2

В апреле 1980 года перед Олимпийскими играми ее отправили на Горьковскую железную дорогу, где она перевозила пассажиров еще 16 лет.

В 1990-е электрификация БЖД была приостановлена практически на 20 лет. В 2010 году начался новый этап строительства. За пятилетку были переведены на электричество участки Осиповичи — Жлобин и Жлобин — Гомель общей протяженностью 193 км. Уже 3 июня 2016-го из Гомеля в столицу отправились грузовой элетровоз и пассажирский «Штадлер». Через год на электричке стало возможным уехать и в Литву. В ­2017-м электрифицировали участок магистрали Молодечно — Гудогай — государственная граница.

Первый опытный электропоезд стал главной сенсацией промышленной выставки в Берлине в 1879 году. Демонстрационная 300-метровая электрическая железная дорога компании Siemens & Halske приглянулась публике. Крохотный локомотив, похожий на детскую игрушку, возил по кругу 3 прицепных вагончика на 6 пассажиров. Без шума, пыли и гари. Вскоре появились трамваи, метрополитен, а в ­1895-м и первый 11-километровый участок магистральной железной дороги на электрической тяге между Балтимором и Огайо (США).

В Советском Союзе первой в 1926-м была переведена на ток ветка, соединяющая Баку с нефтяными промыслами Сабунчи и Сураханы. Затем были электрифицированы участки дорог в Подмосковье, ведущие к Грузии и Уралу, курортам Кавказа. Массовая электрификация железных дорог СССР началась только после Великой Отечественной войны.

Автор: Роман ДМИТРИЕВ