Найти в Дзене

Вундеркинд Моцарт. Взлеты и падения...

Оглавление

Трудно понять природу гения. Са­мые выдающиеся ученые до сих не могут разгадать хитросплетение ге­нов, дающее миру людей со сверх­человеческими способностями. Тем более не могли этого знать жители провинциального Зальцбурга в XVIII веке. Они лишь передавали друг другу потрясающую весть: в семье скрипача придворной капеллы рас­тет чудо-ребенок.

Счастливчики, приглашенные Леопольдом Моцар­том послушать игру сына, с востор­гом рассказывали, что мальчик ис­полняет пьесы с мастерством, недоступным и некоторым взрослым. «Сколько ему лет?» - спрашивали удивленные го­рожане. «Четыре», - отвечали очевидцы и сами с трудом вери­ли тому, что говорят.

Музыкальная одаренность Вольфганга действительно была чудом. В шесть лет он уже давал концерты и в родном Зальцбур­ге, и в других городах Австрии. Леопольд Моцарт, видя успехи сына, решил поставить дело на коммерческие рельсы и предпри­нять поездку по Европе. Каково было маленькому Вольфгангу? Бесконечные переезды в тряской карете, чужие города, чужие лица и всюду - аплодисменты, восторги, которым тогда мальчик вряд ли знал цену. Он был ребенком, ему хотелось играть с друзьями, ощущать тепло родного дома, а вместо этого - нескон­чаемые концерты, на которых он играл все, что скажет ему отец.

-2

Чтобы поразить публику, Лео­польд выдумывал различные трюки. Например, заставлял сына играть на закрытой тканью клави­атуре с завязанными глазами, повторять на клавесине любую мелодию, напетую или даже выс­туканную на рюмках одним из зрителей. Вольфганг послушно исполнял волю отца.

Многие биографы осуждают Леопольда за то, что он стремил­ся заработать на таланте сына. Наверное, эти упреки справедли­вы, но, с другой стороны, Вольфганг получил возможность слу­шать музыку в самом лучшем исполнении, знакомиться с музы­кантами, набираться впечатлений. Именно в этой длительной по­ездке мальчик впервые начал серьезно сочинять музыку. Первые уроки композиции дал ему отец, и уже в восемь лет Моцарт - ав­тор четырех сонат для клавира и скрипки.

В Лондоне его наставником стал талантливый музыкант и пе­дагог, сын великого Баха - Иоганн Христиан. Именно на берегах Темзы Моцарт пишет свои первые симфонии. Гениальность Вольфганга проявляется и в этих, еще ученических, произведе­ниях. Оказалось, что он удивительно точно чувствует каждый инструмент оркестра. Кроме того, свои первые симфонии Мо­царт написал, не притрагиваясь к инструменту, руководствуясь исключительно внутренним слухом, как позднее будет писать глухой Бетховен. Мальчик, к счастью, не был глух, просто в со­седней комнате лежал тяжело больной отец, и любящий сын не хотел его тревожить...

Прошли три года кочевой жизни, и пора было возвра­щаться домой. В Зальцбург Моцарт приехал, осознавая себя композитором. В две­надцать лет он написал свою первую оперу. Через два года неутомимый Лео­польд везет сына в Италию, куда стремились тогда все музыканты Европы.

В Болонье четырнадцати­летний Моцарт участвует в состязаниях филармонической академии. Ему нужно было одно­голосную пьесу развить в сложное четырехголосное произведе­ние. Вольфганг справляется с заданием за полчаса. Члены Бо­лонской академии настолько поражены, что принимают беспре­цедентное решение - избрать Моцарта академиком, в то время как в Академию могли быть избраны только самые крупные ком­позиторы и не моложе 26 лет.

Йозеф Гайдн
Йозеф Гайдн

Вернувшись домой, Моцарт много работает, пишет оперы, симфонии, квартеты, сонаты. И с каждым произведением растет его мастерство, все оригинальнее и самобытнее становится му­зыка. В 1722 году Зальцбург посещает Йозеф Гайдн. Встреча с ним произвела большое впечатление на Моцарта, он увидел в Гайдне не только величайшего композитора, которым восхищался но и доброжелательного человека, тепло отнесшегося к гени­альному юноше.

В обычной жизни Моцарта окружали совсем другие люди. Как и отец, Вольфганг начал служить придворным музыкантом и сполна познал унизительность зависимого положения. Великий композитор был вынужден часами выстаивать в приемной архи­епископа, дожидаясь распоряжений. Коллеги-музыканты завидо­вали ему и строили различные козни. Моцарту было запрещено выезжать из Зальцбурга, и лишь однажды Леопольд выпросил у хозяина отпуск для сына.

-5

Моцарт уже не тот чудо-ребе­нок, за возможность посмотреть на которого зрители охотно рас­ставались с деньгами. Он зрелый музыкант и композитор, пишу­щий самобытную музыку, так не похожую на привычные публике итальянские произведения. Горькое разочарование постигло юношу. Он еще помнил рукоплескавший ему Париж и вдруг столкнулся с полным равнодушием. Концерты почти не приноси­ли дохода.

Снова начинается унизитель­ная служба. И только творчест­во спасает Моцарта от полного отчаяния. Но его терпению при­ходит конец. Композитор реша­ется на неслыханный по дерзос­ти шаг: пишет прошение об отс­тавке. Несмотря на слезные мольбы отца, боявшегося пос­ледствий для семьи, Моцарт идет к архиепископу. Вместо от­вета один из его приближенных спускает музыканта с лестни­цы... Глубокое нервное потрясение надолго приковывает Моцар­та к постели, но одна мысль дает ему силы, чтобы выжить, мысль, что он, наконец, свободен.

Болезнь Моцарта
Болезнь Моцарта

Выздоровев, композитор переезжает в Вену. И начинается но­вая, трудная, но прекрасная, свободная жизнь. Моцарт пишет му­зыку, дает уроки, выступает на концертах. В первый же год рож­дается одна из лучших опер композитора - «Похищение из Сера­ля», а затем такие шедевры, как «Свадьба Фигаро», «Дон Жу­ан», «Волшебная флейта», множество клавирных концертов, фантазий, квартетов. Только за 1788 год Моцарт написал три ве­ликие симфонии.

Нажмите на палец!

Подписывайтесь на канал "ИСТОРИЯ ВРЕМЕН И НАРОДОВ".

У нас много интересного и полезного!