Найти тему
Понять историю

Начало войны в мемуарах В.С. Петрова (как советской артиллерии 22 июня 1941 запрещали вести огонь по немцам)

Выпускник Сумского артиллерийского училища лейтенант В.С. Петров прибыл в свою часть (дивизион 152-мм гаубиц) 14 июня 1941 г. Его дивизион входил в состав Владимир-Волынского укрепрайона. Через несколько дней немецкая группа армий Юг нанесёт свой главный удар через полосу укрепрайона. 

На предвоенной рекогносцировке начальник штаба УРа обрисовал командирам схему обороны. В полосе УРа пехоты было немного - одна 87-я дивизия. Но имелась сильная артиллерийская группировка - артиллерия самого укрепрайона, также 87–й  дивизии и 27-го корпуса. В сумме - 44 батареи, не считая миномётов, противотанковых и полковых пушек. Советское командование было уверено, что пехота, поддержанная такой мощью, сумеет отразить вражеское нападение. Сейчас понятно, что отразить удар не смогли бы. Но задержать немецкие войска, нанести им существенные потери – это было вполне возможно.

22 июня в 3.02 утра в расположении батареи Петрова начали рваться немецкие снаряды. Первые потери – относительно небольшие, поскольку батарея быстро поднялась по тревоге и вышла из под обстрела. В других подразделениях дивизиона потери были больше. В 3.17 батарея заняла позиции. Естественный вопрос - что дальше? Предвоенные инструкции жёстко связывали командиров в вопросе открытия огня – они ждали разрешения вышестоящего начальства. 4.00, 6.00, 8.00 - время шло, разрешения всё не поступало, наша артиллерия молчала.

Артиллеристы видели пролетающие армады немецких бомберов, видели массированный обстрел немецкой артиллерией Владимир-Волынского; поступили сообщения, что и наземные части немцев вторглись на нашу территорию и продвигаются вглубь. Люди яснее ясного понимали: это война. Понятно было и то, что наши части на передовой сражаются без поддержки. Они ждали команды «Огонь» - но по связи только подтверждали, что «всей артиллерии запрещается вступать в бой». В 10.00 пришло распоряжение: «во избежание осложнений» артиллерия отводится в глубину.

(Запрет нашим войскам открывать арт. огонь в первые часы войны исходил от Сталина. Нарком Тимошенко обзвонил руководство округов-фронтов, передав это распоряжение. Во всяком случае, такое объяснение наиболее распространено. И, скорее всего, оно верно.) 

Приказ на открытие огня батарея Петрова получила к 12 часам дня. Через несколько часов наступающие немцы обошли позиции батареи, перерезали подвоз боеприпасов. На этом война для техники закончилась - гаубицы и машины были выведены из строя, а люди пошли на выход из окружения.

Войска группы армий Юг прорвались через Владимир-Волынский УР быстро, понеся небольшие потери, и стали углубляться в территорию СССР.

Владимир-Волынский УР
Владимир-Волынский УР

Из мемуаров В.С. Петрова «Прошлое с нами». Киев, 1988.
Автор, Василий Степанович Петров (1922 — 2003) – человек уникальной судьбы. В 1943 г. он был тяжело ранен в бою под Киевом, лишился обеих рук – и вернулся в строй, продолжал воевать, после войны дослужился до звания генерал-полковника.

Из моего канала на ЖЖ

jaroslav-2.livejournal.com