Про детский приют в Тверской области, в поселке Оленино. Правильнее назвать реабилитационный центр для несовершеннолетних, но мы скажем по старинке - приют.
Здесь одновременно могут принять 16 детей, больше нельзя, количество мест не позволяет, а меньше почти не бывает, проблемных семей в округе много.
Здесь живут дети тех, кто оказался в трудной жизненной ситуации.
Трудности бывают разные:
· Банальный алкоголизм.
· Пьянство в сочетании с безработицей. Родители не просыхают, а детям нечего есть и нечего надеть.
· Криминал. Сожитель убил женщину. Дети остались, они не круглые сироты, папа взял было в свою семью, но не сложились отношения, началось оформление в детский дом
· Тяга к путешествиям. Мама любит постоять на трассе и автостопом к морю прокатиться, и сына готова с собой взять.
· Необъяснимая дикость. Мама ходит и просит, чтобы ребенка забрали в приют, ждет с нетерпением, пока дочке исполнится три года, потому что раньше не берут по закону.
· Мошенники обманули. Переехали люди из Молдавии на ПМЖ, дом купили, а вместо дома сарай оказался для жилья непригодный. Жить в таком с детьми невозможно.
Кстати, этот пример, пожалуй, самый счастливый для детей. Мама работает, заботится, навещает, только работает не в Оленино, а в Подмосковье, а там с детьми негде жить. Мама старается, а дети ждут и верят, что все наладится.
В приюте чисто, нормальное питание, режим, прогулки, школа рядом, занятия в кружках, игры, праздники. Только приют, даже хороший, не может стать домом.
Три месяца ребенок может жить здесь, если родители раньше не заберут. За это время щечки зарумянятся и глаза заблестят. Но если родители напишут заявление, и сами в момент написания будут в нормальном состоянии, то детей отдадут, оснований не отдать, просто нет. Бывает, ребенок только привык, а его забирают. Часто случается, что родитель домой приехал и загудел по-новой.
Дети очень разные – открытые и затравленные, милые и угрюмые, добрые и злые, простоватые и хитренькие. Общее у них одно – они ни в чем не виноваты и они не могут себя защитить.
Педагоги научились не показывать эмоции и держать дистанцию, иначе здесь работать не получится. Спросили у директора Татьяны Емельяновой, понимают ли хотя бы старшие, что приют помогает им увидеть другую жизнь и попытаться в нее попасть.
– Понимают, наверное, но все равно, больше всего на свете надеются на своих мам. Главный человек для ребенка – мама. Любая.
Оленинский социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних – госучреждение.