Томас Гейнсборо, один из лучших английских портретистов XVIII века, считал своим призванием пейзажи. Одной из причин этого была необходимость «отделывать» парадные портреты и приноравливать замысел ко вкусам заказчиков. К примеру, Английское общество Эдинбурга отвергло портрет герцога Барклёя, посчитав неблагородным его жест. На портрете герцог… обнимает любимого пса.
Однако в изображении дочерей Мери и Маргарет художник мог дать себе свободу. «Портрет дочерей художника с кошкой» не предназначался для продажи, и Гейнсборо не утруждал себя его завершением, лишь наметил абрис кошки на руках у Маргарет, а затем, возможно, и вовсе передумал включать зверька в композицию.
Рисуя любимых людей, художник предельно откровенен, и дар его более всего проявлялся именно в изображении близких. Портрет получился почти пророческим. Мери и Маргарет на нем выглядят грустными и неулыбчивыми, лица и поза девочек детски нежны и трогательны, но совсем не детское выражение глаз, в которых нет и тени беззаботности и игривости. Дочери, которых сам художник наградил эксцентричными прозвищами Молли и Капитан, были девочками сложными, а выросли странными женщинами, судьбу которых трудно назвать счастливой.
Автор текста: Ульяна Журавская