Найти тему

Участь декадента

Елена Луновская

Всякий ли обычный человек, внезапно назвавшийся писателем, может сочинить одно законченное и увлекательное литературное произведение, не поддавшись лени и соблазну бросить все на полпути?

А вопрос этот возник у меня не случайно: после удивительного путешествия в Саратов на поэтический фестиваль «Центр Весны» личная библиотека обогатилась книгой молодого саратовского автора – Ильи Ко-лесникова, который на фестивале презентовал книгу столь эффектно, что появилось желание узнать – что же там за остроумная такая история? «Франц Штернбальд, или Этюд о последнем писателе» гласит обложка.

Как поясняет сам автор в прологе относительно имени персонажа (а имя это носит также и герой немецкого писателя Людвига Тика), «в мире так много совпадений, что прямо не знаешь, куда от них деться».

Итак, Франц Штернбальд – обыкновенный деятель культуры, в какой-то момент, проснувшись посреди ночи, осознает потребность предотвратить «закат литературы». Способ предотвращения герой выбирает оригинальный – самому стать великим писателем.

Персонаж «этюда о последнем писателе», беспокойный, блуждающий, исполненный чувства долга – написать 19 томов сочинений и чтобы ни в какой-нибудь серенькой обложке! – сам по себе забавен своей тревожностью и суетностью. Автор вдоволь высмеял попытки (а то и натуральное бездействие) героя, приложив фантазию, знание зарубежной литературы и философии (и не пробиться через эти заковыристые тернии, если не имеешь солидного багажа прочтенных книг!), а также недвусмысленно разбавив текст здоровой долей иронии. И хотя героя ждет конец декадента, это поистине редкая современная литература, которая не оставляет тяжелого осадка печали.

Пытаясь стать писателем, герой Колесникова испробует все и ни перед чем не остановится. У меня создалось мимолетное впечатление, что Франц – это как Обломов наоборот: если герой Гончарова был неповоротлив, пуглив и привык куда больше предаваться размышлениям, нежели действовать, то здесь мы видим в сущности персонажа в чем-то похожего, у которого тоже губа не дура – поразмышлять и ничего не делать, но все же активности, передвижений, провальных попыток что-либо написать – хоть отбавляй.

Казалось бы, герой делает все на пути к цели: здесь и созданная им со всем тщанием творческая обстановка в доме, и постоянный поиск источников вдохновения извне, и богатая библио-тека… а уж часовые «раздумья» героя «о том, почему все идет, как оно идет?» невольно вызывают улыбку.

На протяжении всей книги герой не сдается – «Франц вскрикивает, Франц просыпается», Франц пишет. Он знакомится с литературными сообществами (вся деятельность которых, как оказалось, направлена на регулярные взаимные перепалки), устраивает свою читку перед анархистами (и ничего, что прочитать так и не дали!) и даже предпринимает два путешествия (в последнем его безжалостно настигает «участь декадента»)… Но бессмысленны любые потуги. Автор ждет, автор напряжен, подначивает героя: «ну же!» И только дочитав книгу до конца, выносишь мораль, почему сам Колесников и называет историю Франца поучительной.

Искусная, интересная и затягивающая сатира! Книжка, несмотря на некоторую заковыристость и внешнюю пространность, станет бесподобно вдохновляющей (а возможно, и мотивирующей на творческие подвиги) для скучающего читателя. #литература #поэзия #стихи #искусство