Мария Ларкина
В прошлом году, в мае, в деревне Слакбаш Белебеевского района прошел первый открытый арт-пленэр, приуроченный ко дню рождения писателя Константина Иванова. Организаторы решили продолжить традицию. На сей раз мероприятие переместилось в село Усень-Ивановское. Художники проехались по «цветаевским» местам, писали картины, обменивались опытом. На пленэре присутствовали две известные художницы из Уфы – Рената Малютина и Ольга Фролова, у которых затем состоялось открытие выставки в картинной галерее города Салавата.
Р. М.: Организатор плэнера Альберт Хабибуллин предложил нам с Ольгой сделать выставку в Салавате. Мы согласились. Долго размышляли над концепцией – картины разные, но в результате получилось гармоничное сочетание; название выставки говорит само за себя – «Яркий дуэт». На ней представлено более пятидесяти работ, которые разместились в двух залах. Картины не спорят между собой, а дополняют друг друга, экспозиция сложилась удивительно цельная. Прослеживаются явные точки соприкосновения – как в искусстве, так и в жизни. Например, потребность в творчестве у меня и у Ольги проявилась еще в детстве, мы постоянно экспериментируем, находимся в поиске. Мои картины ездят по России, представлены за рубежом, а в малых городах республики не выставлялись. Планируется передвижная выставка, уже ведем переговоры с представителями музеев Ишимбая и Бирска.
– Над чем вы сейчас работаете?
Р.М: Я завершаю серию «Путешествие», планирую продолжить серию «Откровение». На фоне повседневных дел, работы часто отставляются, поэтому некоторые картины пишутся долгое время. – Для того чтобы писать, нужен приход вдохновения?
О.Ф.: Бывает, что вдохновения нет, ты выполняешь механическую работу, например, пишешь натюрморт, а потом переключаешься на основную.
Р. М.: В мастерской всегда есть чем заняться – что-то грунтовать, оформлять и т.д. Процесс затягивает, потом переходишь к творческой работе. Я стараюсь сама себя загонять во временные рамки, это отлично помогает двигаться вперед, создавать что-то новое. Когда готовишься к выставке, это особенно подстегивает.
– Иногда люди получают художественное образование, но потом по каким-то причинам не рисуют, идут в другие профессии. Как можно это объяснить? Так проявляются творческие кризисы?
О.Ф.: Бывает, что у художника пропадает запал, живость. Иногда это связано с творческим кризисом. К примеру, у меня он длился почти десять лет, дело было в девяностых годах. Но потом я вновь вернулась к творчеству, потому что не мыслю жизни без рисования. Один мой знакомый, мультипликатор, определил такое состояние как отсутствие всяких идей. И рассказал, как из него можно выходить – посещать выставки, смотреть видео о том, как работают другие художники.
Р.М.: Художник это многосо-ставляющая единица. Ты не можешь без этого, это и профессия, и образ жизни. А про кризис могу рассказать свою историю: он произошел еще в студенчестве, казалось, что я выбрала не ту профессию. Пишу и стираю все мазки, не идет работа… В то время я часто ходила в студию друга моего папы, жаловалась на свои внутренние противоречия. Он и сказал мне, что это пройдет.
Кризис – как первая любовь, самая сильная и мучительная. В конечном счете помогла мне поэзия – писала стихи, размышляла. Стихи – это сокровенные мысли человека, если художник рисует для зрителя, то есть выставляет чувства напоказ, то тут все иначе. С тех пор, к кризисам, которые случаются периодически, отношусь спокойно. Если ты не можешь не писать картины – тогда это твое призвание…
– Рисование маслом встает в копеечку? Р.М.: Да. Если меня спрашивают, что подарить, то я всегда говорю: «Сертификаты на покупку красок и холстов». Работать предпочитаю на качественных материалах. Какой толк в том, что ты напишешь картину, а лет через пять с нее начнет слезать краска? Например, недавно беседовала с двумя художниками, они удивляются: «Какой у тебя растворитель, без запаха, где взяла? Сколько стоит?» Я отвечаю: «Двести рублей». «Да ты что – это же дорого!», экономить, мол, надо. Но, может быть, стоит уже определиться: кто ты – художник или экономный семьянин?.. Искусство требует жертв, в том числе и финансовых, и это нужно понимать. Сэкономить можно, конечно, но это отразится на жизни картин, а мартышкин труд не для меня.
– Если ребенку нравится рисовать, то куда лучше его записать: в изостудию или в художетсвенную школу?
О.Ф.: Думаю, в государственную художественную школу. Нужна академическая база. В студиях работы детей выглядят ярче, но там не дают глубоких знаний. В школах же проходят и историю искусств, учат рисовать в разных техниках.
Что бы мне хотелось добавить от себя? Ах, эта мастерская Ренаты Малю-тиной… Волшебная творческая атмосфера, наполненные жизненной энергетикой картины и запах краски. Дарить людям радость, эмоции, вдохновение – вот, как мне кажется, призвание художника. И в этом убеждаешься, переступив порог мастерской, в которой чувствуешь себя причастным к прекрасному.
#литература #поэзия #стихи #искусство #театр #травести