Найти тему
Истории об истории

«Продадут меня эти союзнички», — последние дни Колчака

Оглавление

15 января 1920 года в 21 час 55 минут на вокзале станции Иркутск был составлен акт о передаче находящегося под охраной чехословацких легионеров Верховного правителя России адмирала Колчака и председателя Совете министров его правительства Пепеляева представителям иркутского Политического центра.

Александр Васильевич Колчак на фронте
Александр Васильевич Колчак на фронте

В руках двух иностранцев

Почему и как Верховный правитель России (официальная должность Колчака на тот момент), признанный державами Антанты, еще два месяца назад располагавший 150-тысячной армией, оказался заложником бывшего командира полка французской армии и бывшего чешского техника-строителя? Почему эти два иностранца самостоятельно решили судьбу первого должностного лица России и российского золотого запаса?

Иностранцы — Морис Жанен, представителе французского Генштаба при Ставке Верховного главнокомандующего во время Первой мировой войны, и поручик Чехословацкого корпуса Ян Сыровый.

Морис Жанен, Ян Сыровый
Морис Жанен, Ян Сыровый

Во время описываемых событий первый стал командующим союзными войсками на востоке России (которых, кроме Чехословацкого корпуса, там не было). Второй — командующим чешскими войсками в Сибири.

Чехословаки в России

Чехословацкий корпус, который сыграл огромную роль в Гражданской войне, появился В 1914 году. Из военнопленных австро-венгерской армии был создан вначале батальон, затем полк, развернутый впоследствии в дивизию, воевавший на Юго-Западном фронте против Германии и ее союзников на стороне российской армии.

В конце войны в Чехословацком корпусе насчитывалось около 45 тысяч хорошо вооруженных, имеющих опыт боевых действий, военнослужащих. После подписания Советской Россией сепаратного мира с Германией в марте 1918 года, по настоянию Франции, корпус был включен в состав французской армии для противостояния германским войскам на Западном фронте. Франция оплачивала Советской России все расходы, связанные с передислокацией легиона в российские морские порты.

Переброска корпуса осуществлялась по Транссибирской магистрали. 60 эшелонов с чехами заняли практически всю магистраль от Пензы до Владивостока.

Чехословацкий корпус в России
Чехословацкий корпус в России

Летом 1918 года они присоединились к первым антибольшевистским выступлениям в Поволжье, на Урале и в Сибири. Корпус поддержал и переворот 18 ноября того же года в Омске, где после свержения власти эсеровской Директории адмирал Колчак стал Верховным правителем России.

Однако продолжалось это недолго. Уже в 1919 году чехи прекратили боевые действия против большевиков и сосредоточились на переброске личного состава обратно в Европу, а также вывозе огромных материальных ценностей, награбленных в России.

Роковое решение на станции Тайга

После неудач на фронте осенью 1919 года адмирал Колчак направился из Омска в Иркутск для подготовки обороны и формирования новых частей армии. Вечером 12 ноября Колчак выехал в своем штабном вагоне в сопровождении отряда и эшелона с золотым запасом Российской империи. До станции Тайга Верховный правитель имел непосредственную связь с армией и штабом. На станции Тайга он решил отделиться от армии и двигаться на Иркутск быстрее.

В это же время чехи стали эвакуировать из Томска свою 3-ю дивизию. Они останавливали все эшелоны западнее Тайги. Эшелон адмирала и состав с золотым запасом оказался в изоляции от остальной армии.

Лишь 17 декабря поезд адмирала прибыл в Красноярск. Здесь в течение шести дней шли переговоры с чехами по поводу проезда Колчака и золота на восток. Через три дня после отбытия из Красноярска командир 1-го Сибирского корпуса генерал Зиневич поднял мятеж против Колчака. Оперативная связь Верховного правителя с армией была окончательно прервана.

Отъезд Колчака в Иркутск
Отъезд Колчака в Иркутск

Все решено

24 декабря адмирал прибыл на станцию Нижнеудинск, где получил телеграмму о восстании большевиков и эсеров в Иркутске. Колчак и эшелон с золотом были взяты под охрану чехами.

У адмирала был конвой — 60 офицеров и 500 солдат. Можно было уйти в Монголию, но весь конвой, кроме нескольких человек, разбежался. Колчак очень тяжело пережил это предательство. Выехать как частное лицо, под прикрытием, он категорически отказался, предпочтя разделить судьбу тех, с кем прибыл в Нижнеудинск.

В вагоне под флагами пяти союзных держав адмирал выехал из Нижнеудинска в Иркутск. Ехали почти семь дней.

В это время генералы Жанен и Сыровый выторговывали у Политцентра, а затем и большевиков, к которым перешла власть, право проезда по Кругобайкальским тоннелям. Взамен беспрепятственного проезда по тоннелям большевики потребовали выдать Колчака и золотой запас.

На станции Иннокентьевской, близ Иркутска, все было уже решено. Из Иркутска запросили номер вагона адмирала. По прибытии поезда представители Политцентра Фельдман, Нестеров, Мерхелев и Петелин арестовали Колчака, Пепеляева и их сопровождающих. Участь Александра Васильевича Колчака была решена.

Колчак в 1919 году
Колчак в 1919 году

Банкир и генерал без чести

Эшелон с золотым запасом был также передан большевикам. Сверка, проведенная в Иркутске, показала отсутствие достаточно большого количества золота, которое исчезло за время охраны золотого эшелона чехами.

Генерал Жанен после этих событий получил прозвище «генерал без чести» и долгое время был вынужден оправдываться, выискивая удобоваримые причины своего позорного решения.

Генерал Сыровый, вернувшись в Чехословакию, сделал блестящую военную карьеру, а также основал «Легион-банк», ставший одним из крупнейших банков Чехословакии.

Незадолго до ареста адмирал Колчак принял решение не выпускать чехов из страны, пока они не сдадут все награбленное ими имущество. Наверное, это решение и стало для него роковым.

Ставьте палец вверх и подписывайтесь на канал, чтобы не пропустить самое интересное!

Что ещё почитать:
Куда исчез золотой запас Российской империи
Великий Сибирский Ледяной поход — подвиг и трагедия Белой армии