Найти тему
Гай Себеус

Как определить, есть ли у ребенка трудности в обучении?

1. В дошкольном возрасте – есть трудности, если …

Нечёткая дикция, неправильно проговаривает слова.

Маленький словарный запас, не умеет рифмовать слова, не любит слушать чтение книг. В разговоре использует много «словесного мусора»: «как», «это», «ну», подолгу мнётся, не умея подобрать подходящие слова для выражения мыслей. Неправильно строит предложения, например, путает причину и следствие.

С трудом запоминает буквы и цифры, путает их. С трудом считает, особенно обратным счётом и счётом «через один».

Неловок в работе с раскрасками и с ножницами.

Ведёт себя шумно и суетливо, легко отвлекается от главного к второстепенному. Не хватает терпения выполнить задание до конца. От неудач вспыхивает до потери контроля, может впасть в гнев, в истерику.

Позже других детей учится застёгивать пуговицы, завязывать шнурки. Неуклюж в движениях, падает, роняет предметы.

С трудом заводит друзей, не умеет ладить в коллективных играх, не соблюдает правила.

2. В начальной школе – есть трудности, если …

Говорит короткими, часто неправильными, обрывочными фразами. Имеет скудный словарный запас, долго подбирает нужные слова, перемежая их «словами-паразитами»: «как», «это», «ну».

Читает медленно, с ошибками из-за неумения видеть связь между буквами и соединения слогов в целое слово.

Неправильно, неловко держит ручку. Почерк неровный, неразборчивый. Пишет с большим количеством ошибок.

Плохо осваивает основные вычислительные навыки: сложение, вычитание, умножение, деление. Не понимает взаимосвязи между содержанием задач и математическим вычислением.

Неловок в спортивных упражнениях, в работе с ножницами, при рисовании красками. Неряшлив с учебными принадлежностями.

Обидчив, бывает конфликтным. Предпочитает простые игры, типа «догонялок» и «стрелялок» - и реальные, и компьютерные.

3. Подростковый возраст – есть трудности, если …

Читает и пишет медленно, с ошибками, почерк неразборчивый. Школьные тетради пустые.

Может говорить много и энергично, но путано и неряшливо. Изложения и сочинения даются с большим трудом, не умеет дать мыслям письменное соответствие.

Затруднено изучение иностранного языка из-за общих неудач с чтением и письмом.

Трудности с организацией учебных принадлежностей, он не чувствует времени. Не умеет работать самостоятельно, не может рационально упорядочить процесс.

Из-за накопившегося непонимания материала и невыработанных ранее навыков снижается успеваемость. Нарастающая сложность учебного материала ведёт к ошибочному истолкованию содержания или отторжению. Особенно трудно даются абстрактные понятия, которым невозможно найти зримое отображение в реальном мире. Работа с крупными массивами информации, необходимость выделять главное, сравнивать, запоминать - вызывает трудность.

Неуклюж в спорте: попасть мячом в корзину, рассчитать прыжок и т.п.

Утомляемость, раздражительность, конфликтность, агрессивность. Стремление «отметиться» в плохом, раз не получается в хорошем – своеобразная месть окружающим, не принимающим его такими, какие они есть, своеобразная самозащита.

И как разновидность самозащиты – демонстративный «пофигизм», исключительно насмешливое отношение ко всем жизненным трудностям.

Как, например, в книгах Наринэ Абгарян о Манюне.

Её героини деятельны и любопытны. И хулиганисты, как мальчишки. То утопят ненавистную скрипку в уличном сортире, то «на спор» просунут голову меж балконных прутьев, то нарисуют себе совершенно несмываемым фломастером бороду.

Они весьма воинственны («Пойдем, чего мы тут стоим, надо же ему книксен сломать!»), ругаются («Москвички — в жопе спичкииииииииии!») и не слишком заинтересованы в тихих «девичьих» играх, предпочитают вместо этого стрелять из ружья и давить грибы, называемые в народе «волчий пук».

Они не любят грустить и не дают скучать всем окружающим. Не только людям, но и не людям…

«При виде нас в курятнике начинается светопреставление. Хоть про кур и говорят, что мозгов у них нет и они вообще дуры, но эти куры очень даже мозговитые, и память у них какая надо память. Крепкая. Поэтому при виде нашей боевитой троицы они с шумом взлетают на самые верхние жердочки и сидят тихо-тихо. Не высовываются. А петух так вообще прикидывается чучелом. Объясняется такое поведение очень просто. Однажды Манька по следам просмотренного фильма про королей и прочую знать загорелась желанием стать владелицей веера из страусовых перьев. Так как в обозримых окрестностях страусы не водились, чтобы из их хвостов повыдирать перья, Манька погоревала-погоревала и переключила свое внимание на петуха»…

Вот почитаешь подобные книжки и начинаешь понимать главное: жизнь, в общем-то, довольно весёлая штука! Даже с учётом всех её сложностей и проблем!

А сложности и проблемы созданы для того, чтобы испытать наше умение справляться с ними!

'�