На выставку я попала уже под самое ее закрытие. Осталось всего несколько дней, дальше работы разъедутся по домам.
Под Фалька МВК «Новый Иерусалим» выделил огромный зал, в который прекрасно поместилось 57 картин, многие из которых экспонируются впервые.
Сама выставка разделена на три основных периода: совсем ранний Роберт Фальк, периода «Бубнового Валета» и уже поздний, сложившийся и совершенно непохожий на свои ранние работы художник. Особый раздел составляют картины, которые художник создал, проживая осенью и зимой 1910 года в Новом Иерусалиме. Кстати, именно эти работы он написал под влиянием Сезанна, состоя в авангардном объединеним «Бубновый валет»(1910-1917).
Картины развешаны в хронологическом порядке, поэтому можно наглядно увидеть, как он менялся, искал себя и, наконец, нашел.
Сам музей в пресс-релизе говорит: «Выставка, задуманная в год 60-летия со дня смерти автора, призвана отразить разнообразие граней творчества художника, показав его в развитии: от становления, в период обучения в Московском училище живописи, до последних работ». На выставке действительно присутствует последняя работа Роберта Фалька – натюрморт 1957 года.
Очень хорошо показан самый плодотворный период, продолжавшийся почти 10 лет, с 1928 по 1937 год. Время, когда Фальк жил в Париже. Искусствоведы называют это время «периодом постижения классики». Это очень тонкие городские пейзажи непарадного Парижа.
И, конечно же, жемчужина выставки – Фальковские портреты! Картины, перед которыми можно стоять часами, вглядываясь в переплетение мазков и пытаясь понять: как можно создать настолько эфемерную, но в тоже время живую и настоящую картину.
Не обошлось без мистики. Когда готовилась выставка, Химкинская картинная галерея имени Горшина предоставила «Натюрморт с овощами». На обратной стороне холста обнаружилась еще одна работа художника, которая присутствует в старых публикациях, но многие годы считалась утраченной: «Портрет циркачки». Посетители этой выставки смогли увидеть ее первыми – экспонируются обе стороны картины. :)
«Циркачка» – не единственная работа, найденная на обороте. Впервые показан и «Натюрморт с клевером» (1912–1915), на обороте которого изображен «Портрет дамы в шляпе с зеленым эспри».
Выставка продлится всего несколько дней. И, если вы еще не добрались до нее, то запланируйте мероприятие на эти выходные!
Автор текста: Юлия Лабунская