Здесь мы немного говорим о миссионерстве. Безусловно, с позиций моего личного понимания данной проблематики.
-Сейчас много говорится о миссионерстве в церкви. А какова должна быть позиция каждого православного христианина в отношении к миссии? На мой взгляд, этим как-то пренебрегают.
-Да, слава Богу, в церковной среде всё чаще и чаще звучат призывы к миссии. Даже, в последнее время, появился рад выдающихся миссионеров в церковной ограде, довольно активно и успешно ведущих православную проповедь и среди т.н. «православных» и среди и иноверцев и атеистов.
Нужно признать, что как-то этот вопрос был очень упущен в начале девяностых годов, когда наша церковь только освободилась от атеистического государственного ига и начинала делать первые самостоятельные шаги. В какой-то мере, это может быть оправданно некой растерянностью самой церкви, так нежданно-негаданно получившей полноту свободы, и попросту отучившейся миссионерствовать за эти более чем семьдесят лет несвободы. В народе, по Божией милости, ожила духовная жажда, накопившаяся за этот длительный период времени, масса людей пошла креститься, причащаться и венчаться и вот тут, казалось бы, самая прекрасная почва для проповеди веры, но, увы.… К сожалению, мы сейчас пожинаем эти горькие плоды, когда люди, в полной уверенности, считающие себя людьми православными, блудят, совершают аборты, не имеют совершенно никакого и начального представления об основах веры православной, даже не зная вообще, во что они верят. И, повторюсь, слава Богу, что на эти важнейшие вещи всё больше и больше обращается внимания.
Кажется, пришло время говорить о всеобщей миссионерской ответственности, причём не только для духовенства, но и для каждого православного христианина. Безусловно, одним из самых важных дел в священническом служении должно являться дело проповеди слова Божия. Но, слова священного Писания: «Идите, научите…» относятся к каждому верующему человеку. Вера-это то бесценное сокровище, которым нужно уметь щедро делиться, потому что у него есть одно очень удивительное свойство: чем более им делишься, тем больше его пребывает. В жизни мы привыкаем к мысли, что ты чем-то поделился, и это у тебя убавилось, а вот с верой всё ровно наоборот. Здесь не земная логика, а небесная, Божественная.
Мне кажется, что это беда всей церкви: миссионерская пассивность. Она очень заметна и у священников и у простых прихожан. Даже более того, в храме можно встретить нездоровую ревность в отношении новых членов общины. Удивительно, не правда ли? Вместо радости о новых воинах Христовых, мы видим как раз обратную реакцию. Дай Бог нам всем осознать нужность и важность проповеди Евангелия и нам священникам и людям, ведущим православный образ жизни.
-Как соединить слова Христа, о том, чтобы не метать бисер перед свиньями и о проповеди веры?
-Этот вопрос, по сути, является продолжением вопроса предыдущего, поэтому и ответ будет тоже продолжением предыдущего ответа.
Итак, мне кажется, понятна и важна, а главное очень насущна, потребность в проповеди (под проповедью здесь подразумевается не научение народа в храме, в конце богослужения, а умение рассказать о своей вере окружающим людям. Как сказано у ап. Павла: « Как уверуют, если не будет проповедующего?»). Теперь остаётся рассмотреть вопрос о месте и формах этой самой проповеди православия.
Думаю, понятно, что вести миссию далеко не значит, что человек должен приставать к каждому проходящему на улице города со слащавой улыбкой и предложением рассказать о церкви или стучать в двери каждой квартиры, как делают все означенные проповедники. У нашего народа за годы нашего бездействия и нашествия протестантских сект и деноминаций выработался достаточный иммунитет к уличным проповедникам. Нужно сказать, что это очень хорошо. По крайней мере, это хотя бы какая-то надежда, что усилия огромной армии сектантов и протестантов останутся бесплодными.
Вопрос же здесь совершенно в ином. Понятно, что нужно подбирать и место и время и обстоятельства, при которых можно и нужно рассказать человеку о Христе и православии. Неразумное же навязывание, даже наоборот может оттолкнуть человека от Бога, как и разговоры о Нём не у места и не вовремя. Это, кстати, как раз к словам Спасителя о не метании бисера, т.е. не стоит говорить о Боге там, где этого не хотят слышать (Например, глупо пойти на ночную дискотеку с проповедью или же в молодёжный бар).
Проблема всё же в нашей не способности поделиться своей верой с окружающими, и именно с теми, кто хочет и может услышать благую весть. Причин этой неспособности много и они достаточно различны. Это и обычная необразованность наша, даже на самом элементарном уровне. Это и жестокосердие, рождающееся в нас от гордыни, когда мы просто глухи к чужой боли и очень не чутки. Стоит помянуть и лень банальную, которая и здесь играет свою не малую отрицательную роль. Не будем здесь заниматься перечислением всех этих болячек. Но есть и ещё нечто главное, о чём никогда не стоит забывать. Главная проповедь веры - это пример своей жизнью в Боге. Живых примеров благочестия у нас очень мало. Современные православные христиане живут так же, как и все, не очень отличаясь от своих неверующих или невоцерковлённых собратьев по нравственному уровню жизни. Даже более ещё принося вреда такой своей теплохладной жизнью, ведь пороки христиан ещё более заметны, чем у остальных людей. Для них греховная жизнь, в каком-то роде естественна (если вообще можно говорить о естественности греха, что с православной точки зрения вообще не возможно), а для нас, наоборот, противоестественна.
Итак, если мы будем жить благочестивой жизнью, то это будет вызывать вопросы у окружающих нас людей. Наша же задача: дать ответы. Нужно помнить, что человек загорается не от слов, а от сердца другого человека, но и слова тоже очень важны.