В конце октября директором департамента образования Нижнего Новгорода была назначена Елена Александровна Платонова. Она сменила Ирину Борисовну Тарасову, проработавшую на этом посту 16 лет. Что нового привнесет в наши школы бывший учитель математики – об этом и многом другом мы поговорили с новым руководителем департамента.
– Елена Александровна, наши читатели уже знают, что вы работали учителем, заместителем директора и директором в двух школах Нижнего Новгорода, но расскажите о себе подробнее, пожалуйста.
– Родилась я в Лысковском районе Нижегородской области. Поскольку папа военный, мне за время его службы пришлось поменять очень много школ и поучиться в разных городах. Окончила школу я в Комсомольске-на-Амуре и там же начала свое образование как будущий педагог – поступила в педагогический институт на физико-математический факультет.
На третьем курсе я перевелась в Нижний Новгород на математический факультет педагогического государственного университета. В 1996 году окончила его, но преподавать начала раньше, с 1995 года – когда училась на пятом курсе, пошла работать в гимназию № 53 учителем математики.
Через пять лет стала заместителем директора, а еще через 12 лет перешла на работу в школу № 62, где стала директором. Шесть лет проработала в этой должности и месяц назад была назначена директором департамента образования.
Назначая Елену Платонову директором департамента, Владимир Панов поручил ей решить ряд важных задач, одна из которых – разработка дорожных карт по реализации новой концепции образования. Фото предоставлено пресс-службой администрации города
– У вас достаточно быстро развивалась карьера от простого учителя до руководителя. Что вам больше нравится – административная работа или работа с детьми?
– Раньше я себя никогда не видела исключительно управленцем, мне нравилось преподавать. Даже будучи заместителем директора и директором, вела уроки математики.
Мне, наверное, и сейчас иногда не хватает того ощущения, когда стоишь перед классом и, полностью погружаясь в урок, передаешь детям свои знания. Урок – это своего рода магическое действие, и для меня это было всегда очень важно. Преподавание – та профессия, которая позволила мне стать тем, кем я сейчас являюсь.
Елена Платонова с Владимиром Пановым во время инспекции нового детсада в жилом комплексе «Зенит»
– Вы помните свой первый класс?
– Конечно, у меня он был не один, а сразу четыре восьмых класса в параллели. Это была достаточно серьезная проверка, потому что восьмиклассники – очень непростой возраст для молодых педагогов.
Когда я, будучи директором, давала молодому педагогу седьмые или восьмые классы, то обязательно объясняла, насколько много усилий потребуется от учителя в плане самоорганизации и самовоспитания.
Лучшие специалисты получили награды из рук Елены Платоновой в рамках торжественного мероприятия, посвященного 100-летию дополнительного образования в России. Один из них – командор Нижегородского Морского клуба Владимир Дьяков
– Какие задачи перед вами поставил глава города, когда принимал на должность директора департамента?
– В первую очередь – задачу повышения качества образования. На сегодняшний день в Нижнем Новгороде принята концепции развития образования, теперь надо суметь ее реализовать.
– Первые шаги в этом направлении уже сделаны?
– Да, конечно. Сейчас ключевым приоритетом в концепции является личностное развитие детей, которое способствует самопознанию. Познавательные компетенции как инструмент образования – это то, что позволит детям развиваться дальше и станет основой того самого непрерывного образования в течение всей жизни. И, конечно, освоение предметных знаний. Задача современной школы – сформировать у ребенка те знания, которые помогут ему решать учебные и познавательные задачи, а также научить применять полученные знания.
На практике это означает переход к деятельностной модели обучения, отраженной в федеральных государственных образовательных стандартах.
Много внимания уделяется развитию коммуникативных компетенций, формированию математического и понятийно-абстрактного мышления, важная роль отводится изучению иностранных языков. И все это в рамках выстраивания образовательных маршрутов на основе индивидуальных учебных планов. Необходимо также разработать индивидуальные маршруты для учителя, нужно изменить позицию учителя и дать ему возможность профессионально расти и соответствовать современным вызовам.
Первое, с чего мы начинаем, это выстраивание коммуникаций между образовательными организациями. Форма взаимодействия определена как университетско-школьный кластер. Партнером является национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики». Вуз выступает экспертом, советником и организатором этого процесса.
Мы говорим также о более тесном сотрудничестве между детскими садами и школами для решения определенных совместных задач в плане развития диалога с родителями. Мы понимаем, что на первом этапе ребенок доверяет больше родителям, и если папа с мамой не включаются в процесс образования, то очень сложно бывает найти подход к ребенку. Поэтому большая роль в воспитании и обучении принадлежит семье, а педагоги должны объяснить, что именно родителям нужно сделать, чтобы правильно выстроить этот процесс: какие книги прочитать, какие мультфильмы посмотреть, какие выставки и музеи посетить.
Директор Дворца детского творчества имени Чкалова Наталья Панова также получила награду из рук Елены Платоновой
– В последние годы в Нижнем Новгороде неуклонно растет количество медалистов. Говорит ли это о высоком качестве системы нижегородского образования? Или у вас другое мнение?
– Нижний Новгород обеспечивает достойное качество образования, но я бы никак не связывала это с количеством медалистов. Медаль – это хорошая возможность высоко оценить достижения конкретного ребенка. Не все старшеклассники стремятся получить медаль по итогам учебы в школе, у них несколько другие задачи. Многие ребята уже в 10–11-м классе начинают избирательно относиться к изучению предметов. Поэтому я считаю, что количество медалей – это не тот показатель, по которому надо оценивать качество образования.
– Часть нижегородских школьников учится во вторую смену, есть ли шанс перевести всех на более удобный утренний график?
– Департамент образования очень заинтересован в строительстве новых школ, потому что у нас во вторую смену учатся около 16 тысяч детей – это более 12 процентов общего числа учащихся. И ликвидация второй смены для нас – приоритетная задача, которая ставится на всероссийском, региональном и муниципальном уровнях.
Новые школы появятся в микрорайонах «Цветы», «Юг», Бурнаковский, в Верхних Печерах. Проблема в том, что в городе сложно найти место для строительства новых школ, но этот вопрос решается.
– И последний вопрос. Несколько лет подряд в Нижнем Новгороде под эгидой департамента образования в конце мая проходило очень яркое и красивое общегородское мероприятие – карнавал выпускников. Нет ли идеи все это возобновить?
– Пока не планируем. Дело в том, что единый государственный экзамен входит в жизнь одиннадцатиклассников в конце мая, этот процесс продолжается до конца июня и дольше: есть основной период и есть дополнительный. Наличие такого большого городского праздника в момент, когда активно идет подготовка к ЕГЭ, спорный вопрос, при решении которого надо прислушаться к мнению выпускников и учителей.
Елена ВОЛИСОВА
Фото Андрея АБРАМОВА