Ржевский пенсионер Александр Ерохин попал в лагеря еще школьником, а сейчас собрал книгу историй о неправедно осужденных и, как и он, реабилитированных. Фонд "Старость в радость" собирает средства, чтобы помочь ему в ее издании
Александр Владимирович Ерохин родился в 1929 году в д. Емельяновка Юхновского района Калужской области. В детстве он повредил ногу, инвалидность осталась на всю жизнь. Всего в семье было восемь детей. Сейчас в живых остались четверо братьев. Мать — Надежда Максимовна, 1909 года рождения — умерла в 1986 году, отец — Владимир Георгиевич 1905 года рождения — тремя годами раньше.
Родители Александра Владимировича были из крестьян. Но в конце 20-х — начале 30-х годов, в эпоху коллективизации и индустриализации, Владимир Ерохин, один из первых комсомольцев на деревне, покидает родные места, становится строителем. Ему довелось работать в Комсомольске-на-Амуре, Средней Азии, Архангельской и Кировской областях. Несколько раз он и его семья меняли место жительства, пока не осели окончательно в 1943 году в городе Ржеве.
В 1946 году, будучи учеником девятого класса, Александр Ерохин написал анонимное письмо «вождю народов» Иосифу Сталину, в котором рассуждал о неверном курсе партии и правительства, выражал недовольство налогообложением колхозников и назвал Сталина «самодержцем без титула». Ответ школьник просил опубликовать в газете «Правда».
28 февраля 1947 года Сашу Ерохина арестовали. Город был завален снегом, арестовывать его приехали на санях, запряженных лошадью, в первом часу ночи. Предъявили ордер на обыск. При обыске чекисты изъяли тетрадь со стихами, в которых звучало недовольство существующими порядками.
Следствие длилось три месяца. Решение было по тем временам удивительно мягким: два года лишения свободы. Возможно, потому, что он был тогда ещё несовершеннолетним и с травмированной ногой…
Александр отбывал наказание в инвалидной колонии Лыкошено в Калининской области, занимался вязанием варежек. Порядки в колонии были терпимые, произвола не было. Однако, когда до окончания срока оставалось немного, какая-то верхняя инстанция поправила первый приговор — до шести лет.
Второй срок Александр отбывал в лагере под Высшим Волочком на стекольном заводе, заведовал топливным складом, а вечером, после работы вдвоём с другом готовили дрова для столовой, разделывали пни вручную и получали по миске каши.
Через год, 25 июля 1949 года, состоялся уже настоящий суд. Проходил он во Ржеве, куда подсудимого этапировали из лагеря. Без предъявления новых обвинений был «выписан» третий срок по статье 58-10 часть первая под самую завязку: 10 лет лишения свободы, 5 лет ссылки и 5 лет поражения в правах. Бывалые лагерники, услышав его историю, уверяли, что ему не выйти на волю. После суда Александра Ерохина отправили этапом через Москву в Сибирь на строительство завода на берегу Иртыша, везли, как водится, в телячьих вагонах. На пересылке Александр Ерохин был ограблен: уголовники заставляли «политических», да и не только их, менять хорошую одежду на обноски.
В Сибири он узнал, что такое настоящий лагерь, без всяких скидок на инвалидность. Работать пришлось на земляных работах, основными орудиями труда были кайло, лом и лопата.
В 1954 году, через год после смерти Сталина, его дело рассматривалось открыто в самом лагере какой-то выездной комиссией или судом. Срок наказания уменьшили на половину, а через четыре месяца освободили.
Тюрьмы, пересылки, колония, лагеря, этапы. Всё это длилось семь лет и четыре месяца.
После освобождения Александр Ерохин вернулся в Ржев, как он говорит про себя: «недоучившийся, без профессии, с волчьим паспортом «врага народа».
Однако родители и друзья не отказались от него, и это помогло в дальнейшей жизни. После лагеря Александр Владимирович окончил вечернюю школу, потом Ржевский техникум механизации сельского хозяйства. 15 лет проработал в совхозах, а в 1972 году перешёл на работу в Ржевский колледж, в котором когда-то учился. Заочно окончил пединститут.
Первая просьба Александра Владимировича о реабилитации в 1958 году была отклонена. Прокуратура РСФСР не нашла для этого оснований. И только Постановление Пленума Верховного Суда СССР от 20 июня 1990 года «отменило все судебные решения и прекратило дело «за отсутствием состава преступления». Арестовали учащимся, сняли клеймо «врага народа» с пенсионера.
Александр Владимирович по-прежнему живет во Ржеве и продолжает писать стихи, опубликовав 12 сборников.
На базе социальной защиты им было создано общественное объединение «Репрессированные, впоследствии реабилитированные», которое он возглавляет. Он печатал истории о судьбах репрессированных в местных газетах, а затем собрал их в книгу «Богом забыты, властью обижены».
За период 1920-1953 годов в СССР были осуждены за "контрреволюционные преступления" около 4 миллионов человек, из них 800 тысяч приговорены к высшей мере наказания. Были выселены около 2,5 миллионов, а сколько умерло в лагерях и ссылках – страшные цифры человеческих трагедий. Очевидцев тех страшных событий остается все меньше – в настоящее время в Ржевском районе их насчитывается менее 90 человек, пройдет еще немного времени и не останется совсем живых свидетелей.
Чтобы их память сохранилась, нужно издать подготовленную Александром Владимировичем книгу. Как минимум в библиотеках, в том числе школьных, Тверской области она займет свое значимое место. Но на ее издание нужно 60 тысяч рублей, а таких денег ржевскому пенсионеру не собрать. Помочь ему можно здесь.