Найти тему
Патриоты Нижнего

Длинный спектакль, или Умное чаепитие

29 незнакомых друг другу людей собрались холодным вечером, переходящим в ночь, в цокольном помещении Арсенала за длинным столом, чтобы пить чай, выполнять неожиданные задания, фантазировать, вспоминать и много говорить. С кем? С «особенными» людьми. О чем? О самом главном. Что это было? Об этом наш рассказ.

То была не встреча тайной секты и не сеанс групповой психотерапии, хотя временами мероприятие его напоминало, а театральное действо. В таком необычном и даже загадочном формате прошли четыре показа иммерсивного спектакля «Бег по кругу, и/или Длинный рассказ». Режиссер Лев Харламов и художник Павел Плохов создали современную аллюзию на знаменитый эпизод из книги Льюиса Кэрролла, где героями чаепития стали участники инклюзивного клуба «Вместе» и неподготовленные зрители, вовлеченные в увлекательную игру.

-2

Зрители, перемещаясь на соседний стул, забирали с собой чашку со своим именем

Клуб «Вместе» проработал ровно год: с декабря 2017 по ноябрь 2018 года в рамках программы «Арсенал. Инклюзия» как совместный проект фонда «Культурная столица Поволжья» и Волго-Вятского филиала Государственного центра современного искусства в составе Росизо. Проект получил грант президента Российской Федерации, благодаря которому состоялась финансовая поддержка творческой инициативы. В одном из сентябрьских номеров нашей газеты мы рассказывали о клубе и выставке «Соседи», где были представлены арт-работы его участников и молодых художников. В течение года проводились занятия в театральной и хореографической мастерской со студийцами в возрасте от 20 до 55 лет.

Как определили свою задачу организаторы клуба: «Это попытка помочь людям вернуть свою личную и социальную значимость с помощью искусства. Проект направлен на взаимодействие с людьми с ментальными расстройствами. При таких нарушениях человек утрачивает способность к общению и социальному взаимодействию, теряет веру в свои силы». Спектакль был призван стереть границы и стереотипы, чтобы за одним столом, не разделяя участников на «непростых актеров» и обычных зрителей, мы смогли хотя бы на три-четыре часа стать понятнее и ближе друг другу.

-3

Конфетки с заданиями тянули из загадочного черного цилиндра

Погружение в театр началось с преамбулы – с выстраивания в шеренгу собравшихся зрителей в гардеробе, то есть с хрестоматийной «вешалки». Такое территориальное соседство помещений оказалось случайным, но очень символичным. Алисе, чтобы попасть в страну чудес, пришлось прыгнуть в глубокую нору, а в нашем случае – пройти по длинному пустынному коридору. Помощница Шляпника – актриса Анна Помысухина и «Ореховая Соня» – журналист, режиссер Екатерина Магуськина незаметно сопровождали спектакль и одновременно участвовали в нем.

Словно находясь на каком-то неназванном торжестве, соучастники по команде написали на чашках фломастером свои имена так, чтобы их видели сидящие, визави. По сигналу колокольчика все пересаживались на соседний стул по кругу, если тому, кто сидел в торце стола и временно управлял событием, становилось не интересно происходящее. В странном процессе зритель становился артистом, меняясь местами, ролями, собеседниками.

На некоторых стульях были закреплены ленты разных цветов. Попав на красную, каждый из зрителей становился «Алисой». Обладатели синей или зеленой ленты выполняли определенные задания, указанные на обертке конфет. Их тянул из огромного черного цилиндра Шляпник, перевоплотиться в которого смогли все по очереди. Забавные тексты на фантиках призывали читать фрагменты из книги, танцевать, предлагали придумать новую функцию для перчатки, веера или наперстка, а то и призывали поговорить о дружбе, предательстве и том моменте, когда вы плакали, или проанализировать внезапные поступки, которые, возможно, изменили жизнь рассказчика.

-4

«– А где я могу найти кого-нибудь нормального? – Нигде, – ответил Кот, – нормальных не бывает. Ведь все такие разные и непохожие. И это, по-моему, нормально» (Льюис Кэрролл, «Алиса в стране чудес»)

Никто не принуждал зрителей к откровенности, и присутствие за столом не накладывало обязательств к соучастию в постановке, но доверительная атмосфера, интимность близкого пространства и единение, которое все невольно испытали в тот вечер, дало удивительный эффект. Прежде чужие друг другу люди рассказали о сокровенных событиях, произошедших с ними. Исповедальный, задушевный разговор, которого так не хватает в обычной жизни, невольно вернул нас в прошлое и проложил путь в будущее, где найдется место для людей с разными психоэмоциональными возможностями.

Спектакль не имел четкого сценария и закончился в тот момент, когда пересаживание зациклилось, придя к началу. Первый Шляпник – Лев Харламов вернулся на свое место и немного раскрыл карты, рассказав об авторском замысле и о том, что среди присутствующих на чаепитии были подсадные актеры – участники клуба, а сам проект таким эффектным финалом, как сам спектакль, был удачно завершен.

 Ольга ПЛАКСУНОВА

 Фото Алексея Шевцова предоставлены пресс-службой «Арсенала»