Если посмотреть на даты жизни Михаила Евграфовича Салтыкова-Щедрина, то можно заметить, что они обрамляют целую культурную эпоху в России. Михаил Салтыков родился в январе 1826, спустя месяц после декабристского восстания. Умер он в 1889, когда Ленин уже изучал Маркса и начинал революционную деятельность.
Сам по себе Салтыков-Щедрин был фигурой особенно стоящей в русской литературе. Хотя бы потому, что он был государственным чиновником, вице-губернатором Рязани и Твери, участвовал в подготовке реформы 1861 года. Пожалуй, именно благодаря его опыту как управленца и человека, не понаслышке знакомым с жизнью провинции, Салтыков- Щедрин и стал таким ярким сатириком. Считается, что именно Салтыков-Щедрин создал настоящую обличительную литературу в России.
Отдельного внимания стоят его сказки, где эзопов язык достигает вершин. «Медведь на воеводстве», «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил», «Дикий помещик», «Карась-идеалист» - все они едко обличают нравственные уродства, создают образы животных, в которых читаются человеческие типажи. Они узнавались современниками писателя, узнаются и сейчас.
Вот перед нами сказка «Премудрый пискарь». Нет, это не орфографическая ошибка. Ведь на самом деле речь идет не о рыбе. Просто слова «пескарь» и «писарь» несколько похожи. Намеренное изменение гласной в корне указывает на истинный предмет изображения сатириком – маленького человека.
За величайшую мудрость в роду «пискарей» считается не высовываться из норы.
«Был он пискарь просвещенный, умеренно-либеральный, и очень твердо понимал, что жизнь прожить — не то, что мутовку облизать. «Надо так прожить, чтоб никто не заметил, — сказал он себе, — а не то как раз пропадешь!» — и стал устраиваться. Первым делом нору для себя такую придумал, чтоб ему забраться в нее было можно, а никому другому — не влезть!»
Несчастный пискарь живет в постоянном страхе, каждый пережитый день для него становился целой победой: «Слава тебе, господи! жив!». И снится ему, что он двести тысяч выиграл, стал большим и начал щук глотать.
Есть такая пословица: «Береженого Бог бережет». Здесь она будто возводится в абсолют, природный инстинкт самосохранения достигает абсурда. Да, пискарь благодаря своим жизненным принципам действительно проживает долгую жизнь. Только от постоянной темноты он почти слепнет, и к тому же оказывается, что окружающие вовсе не считают его премудрым, а даже, наоборот, называют остолопом и не спрашивают совета. Лишь чувствуя приближающуюся смерть, пискарь начинает подозревать, что распорядился своей жизнью неправильно.
По мне так история в этом плане похожа на повесть Л.Н. Толстого «Смерть Ивана Ильича». Тот тоже перед лицом смерти в ужасе осознал, что жизнь его была пуста, «близкие» люди оказались неверятно далекими от него, и никто вокруг не мог понять его моральных страданий. Только если повесть Толстого оставляет горечь, то сказка Салтыкова-Щедрина – усмешку. И уверенность, что речь в сказке точно не про тебя.
И вдруг он исчез. Что̀ тут случилось — щука ли его заглотала, рак ли клешней перешиб, или сам он своею смертью умер и всплыл на поверхность, — свидетелей этому делу не было. Скорее всего — сам умер, потому что какая сласть щуке глотать хворого, умирающего пискаря, да к тому же еще и премудрого?
P.S Сегодня тех, кто запирается дома, отгораживается от общества и предпочитает одиночество компании друзей, называют хикикомори. Конечно, здесь немного другие причины изоляции, но мне почему-то пискарь отчасти напоминает хикк.