Этим летом мир кинематографа отпраздновал 100-летие со Дня рождения культового шведского режиссёра Ингмара Бергмана - фигуры, соединившей в себе ипостаси режиссёра кино, режиссёра театра, сценариста, драматурга. Человек, который сотворил за свою долгую жизнь (89 лет) свыше 40 фильмов, среди которых знаменитая «Седьмая печать», экзистенциальная «Персона», пронзительная «Осенняя соната», чеховские «Шёпоты и крики», нашумевшие «Сцены из супружеской жизни», автобиографические «Фанни и Александр» и многие другие.
Родившись в семье медсестры и лютеранского священника с консервативными взглядами на воспитание детей, Ингмар неоднократно подвергался физическому насилию. Возможно, именно эти неприятные эпизоды из детства во многом определили тематику его будущих фильмов. Стоит к тому же добавить, что Бергман «зачитывался» Достоевским, Кьеркегором, Шекспиром, Ибсеном, в произведениях которых поднимаются «проклятые» вопросы: есть ли Бог и если да, то каков Он и почему же молчит? Многие бергмановеды убеждены, что он никогда не отрицал Его существования, но вместе с тем отказывался принимать страдания, которые должен претерпевать человек ради искупления, бессмертия. В 60-е годы Бергман снимет свою так называемую «трилогию веры»: «Сквозь тусклое стекло» (1960) - о девушке, готовящейся встретиться с Богом, «Причастие» (1962) - о потерявшем веру священнике, «Молчание» (1963) - о молчании Бога. Кульминацией станут «Шёпоты и крики» (1972), где умирающая от рака героиня (Хариетт Андерсон) вынуждена претерпевать не только физические, но и моральные страдания - в виде равнодушия к её боли одной сестры и откровенной ненависти к ней — другой. Нетрудно сделать вывод, что человек, будь он верующим или атеистом, одинаково мучим сомнениями, психологическими кошмарами, бессмысленностью собственного существования.
Своей бескомпромиссностью, обескураживающей откровенностью Бергман повлиял и на Тарковского (который снимал последний фильм «Жертвоприношение» в Швеции с бергмановским актером Эрландом Йозефсоном, бергмановским оператором Свеном Нюквистом, и на Ларса фон Триера, переосмыслившего бергмановские мотивы в «Золотом сердце», и на Вуди Аллена, чьи «Интерьеры» являются, по сути, признанием в любви шведскому классику, и на Андрея Звягинцева, планировавшего снимать ремейк «Сцен из супружеской жизни».
В интервью журналу «Сеанс» Ян Хольмберг (киноисторик, исполнительный директор Фонда им. Бергмана) отметил, что в Швеции Бергман никогда не был особенно любим: на родине его первые фильмы (1950-е) считали крайне надуманными, посвящённые отвлеченным темам. В 1980-е многие воспринимали его негативно из духа противоречия.
Аналогичная ситуация складывалась в СССР с Тарковским: на показах его фильмов люди практически сразу покидали зал, не выдерживая медитативности, неторопливости его повествования.
Однако, сменяются эпохи, поколения, а гениальный Тарковский остаётся гениальным Тарковским, гениальный Бергман - гениальным Бергманом.
Режиссёр умер во сне 30 июля 2007 года на острове Форё. В этот же день мир покинул и Микеланджело Антониони.
Юлия Акулиничева для K-INO