Когда-то роботы, продающие товар, были лишь уделом научной (и не очень) фантастики. А сегодня производители товаров в своей бесконечной гонке друг с другом за места на рынке и под солнцем претворяют сказку в жизнь.
Разумеется, в реальности вместо человекоподобных роботов используются более удобные вещи: автоматы для выбора товаров и услуг, с сенсорным экраном и прочими радостями жизни.
Долгая история
Было бы наивно предполагать, что использование всякого рода автоматических устройств для продажи, выбора или демонстрации продукта - веяние последних лет. Ещё в 1933 году Coca-Cola сделала свой первый киоск самообслуживания - а ведь до этого все прохладительные напитки смешивали вручную! Та же компания оказалась пионером и в других областях самообслуживания - например, сенсорный киоск со смешиванием вкусов по запросу в 2009 смотрелся как космический корабль.
Сейчас автоматами самообслуживания в фаст-фуде, вендинговыми аппаратами и прочими элементами автоматизма в нашей жизни уже никого не удивить. Небольшой интерес вызывают диспенсеры автомобилей и сканеры ног для создания индивидуальной обуви, но в целом "вау-эффекта" подобные предметы уже не вызывают. Покупатель воспринимает их как инструмент, который может в некоторых ситуациях оказаться удобным. Рынок принял нововведения, все довольны.
Автомагическая торговля
Наступило время экстенсивного развития вместо экспансии. Во главу угла ставится эффективность и дополнительные возможности, которые можно получить от аппарата самообслуживания, выполняющего свою основную функцию. Кто-то уже делает шаги, внедряя в рекламные щиты камеры с распознаванием лиц, кто-то пытается превратить автомат в волшебную палочку другими способами...
Но есть подход проще - отслеживать взаимодействие покупателя с аппаратом самообслуживания через сенсорный экран.
Куда человек водит мышкой? Где задержал взгляд, в какое время происходит наплыв покупателей? Какая зависимость - до долей процента! - между скидками и повышенным спросом? Насколько хорошо работают разные промоматериалы? А ведь подобный автомат с точки зрения "внутренностей" - не более чем компьютер с сенсорным экраном.
Использовать компьютер, полноценное вычислительное устройство как доработанную фоторамку - неправильно. Вооружившись опытом аналитиков и разработчиков ПО, можно набрать столько статистики, что любой отдел маркетинга будет плакать от счастья, выдавая одну гипотезу на тест за другой.
Принуждение к выбору
А ведь ещё есть контекстный маркетинг - концепция, давно и плодотворно использующая в digital-ритейле. Высший пилотаж - не останавливаться на аналитике.
Можно же не только отслеживать поведение, но и управлять, предлагая выбор:
- Предлагайте похожие товары;
- Предлагайте товары дешевле или дороже;
- Предлагайте товары лучше.
Не стесняйтесь, если удаётся внедрить свои алгоритмы или успешно использовать чужие там, где покупатель делает выбор. Можно не только убедить покупателя выбирать вас - можно ещё измерить и точно понять, почему он выбирает именно вас. Что делать с этой информацией, объяснять, наверное, не надо.
И да!
Умные автоматы на IoT-платформе, с сенсорными экранами, специальным софтом для мониторинга и аналитики существуют. И кое-кто делает уже неробкие шаги в новом ритейле...
Виталий Тканов
Коммерческий директор, ПСС