Найти в Дзене
Брянский Ворчун

Кто закопает топор войны за автостанцию в брянском Дятькове?

Много лет в брянском городке Дятьково – в тридцати верстах от областного центра, на улице Фокина была автостанция. Совершенно типичная и вместе с тем неотъемлемая часть некогда промышленно развитого административного центра Дятьковского района Брянщины, когда-то называемого «Хрустальной столицей»: до 2000-х здесь было мощное производство изделий из хрусталя. Тогда же закрылась Дятьковская автостанция. Решивший ее возродить два года назад предприниматель из Брянска Александр Супрун не предполагал, с каким жестким местечковым противодействием он столкнется. В итоге бизнесмен стал заложником борьбы за будущее своего начинания, а пассажиры никак не могут получить должного комфорта и безопасности.

Одинокий ларек

При Советах была в Дятькове и государственная автоколонна (№1472). Она осуществляла пассажирские автобусные перевозки по десяткам междугородних маршрутов. Долгое время ее возглавлял, а потом приватизировал местный житель Иван Хорошев. Сегодня, после банкротства той еще автоколонны, в райцентре есть коммерческое предприятие с идентичным названием – ЗАО «Автоколонна-1472». Его возглавляет сын Хорошева – Сергей, 43 лет от роду. Но это уже совсем не то, что было раньше.

Высадка-посадка пассажиров у билетного ларька ООО "Автомобилист" иногда напоминает что-то другое...
Высадка-посадка пассажиров у билетного ларька ООО "Автомобилист" иногда напоминает что-то другое...

О Хорошеве Сергее – первая часть нашего рассказа. Он также учредитель транспортной фирмы ООО «Автомобилист». При ее посредничестве около десятка автобусных компаний (ЗАО «Межавтотранс», ОАО «Транспортник», ООО «Антис», ООО «Клен 2», ОАО «Автоколонна 1655» и другие) – из Брянска, Людиново, Сухиничей, Кирова и других городов – осуществляют через Дятьково междугородние пассажирские перевозки. За 2017 год «Автомобилист», согласно открытым данным, получил примерно 21,5 млн. рублей, в нем работает около 20 человек. Когда столько работников, такие деньги большими показаться не могут. Тем более что их надежно перекрывают понесенные фирмой расходы – которые загоняют ООО «Автомобилист» примерно на 250 тысяч рублей убытков.

Сергей Хорошев, ООО "Автомобилист"
Сергей Хорошев, ООО "Автомобилист"

Но убыток, кажется, не вредит фирме Хорошева. Она ведет активную хозяйственную деятельность, в частности, перевозит пассажиров. Секрет, возможно, в ларьке. Нет, не в пивном, и даже не в «ночном», о котором в фильме «День выборов» проникновенно пел Лева из «Би-2». Ну же, вы точно помните эти нехитрые строчки: «Ночной ларёк, ночной ларёк / Я этой ночью одинок…»! У «Автомобилиста» как раз такой ларек – обычный, с местом для кассира. Располагается он на улице Фокина в 10-ти метрах от Дятьковской автостанции, практически на проезжей части, и официально именуется как «пункт продажи билетов».

Какого-то дополнительного продукта, прироста для экономики, согласно учению Маркса, этот ларек не создает. В нем просто «оседает» вся комиссия от вала билетов, которые продаются на заходящие в Дятьково междугородние автобусы. Представители перевозчиков рассказали мне, что комиссия равняется примерно 18 процентам от цены каждого билета (что не противоречит законодательству), и уже включена в итоговую стоимость. Не огромная получается сумма, прямо скажем: если билет стоит, положим, 100 рублей, то 18 достается «Автомобилисту». Реки начинаются с ручейков.

Соль в другом. Пассажиры, покупающие в ларьке «Автомобилиста» билеты, не получают в ожидании автобусов никакого комфорта. Хотя как потребители могут на него рассчитывать. Речь о банальных, но необходимых и привычных вещах. Стар и млад, заслуженные и не очень вынуждены в Дятькове дожидаться своего междугороднего транспорта «в полевых условиях»: на ветру, под дождем или снегом, стуча зубами от холода или изнемогая на солнцепеке от жары, смотря какое время года на дворе. «Автомобилист» не предоставляет пассажирам элементарных удобств.

-3

- Сходить в туалет по нормальному, простите за физиологические подробности, люди не могут. Туалета ни при ларьке, ни общественного, от города тут нет. Окрестные закоулки и места под заборами, конечно, никто не отменял, – не скрывала своего негодования в разговоре со мной местная жительница Татьяна, часто курсирующая по делам и к родне в соседнее Людиново. – Но, товарищи, разве за окном не 21 век?!

Насущный вопрос

Посадка и высадка пассажиров тоже осуществляется в непотребных условиях – практически на проезжей части (билетный киоск, напомню, впритык к ней стоит), а то и прямо на дороге. Подошел автобус – люди быстро, можно сказать, «на лету» вынуждены заскакивать внутрь или выскакивать на дорогу. Недовольных в этой связи много. Кто-то тихо бурчит, а кто и президенту пишет – есть у меня копия одной такой коллективной жалобы. Но так сложилось. Кто в Дятькове пользуется «межгородом» или пригородными маршрутками (они курсируют, на секундочку, по 51 маршруту!), в курсе: «автобусная остановка» располагается здесь. Рядом с ларьком «Автомобилиста». Знают люди и то, что остановки фактически нет. Такой вот, извините, оксюморон. «Автомобилист» и его директора Хорошева Сергея это по ходу устраивает.

-4

Высадка-посадка пассажиров у билетного ларька происходят в авральном режиме. Автобусам ждать некогда. Водители наверняка знают, что нарушают одновременно Правила пассажирских перевозок и Правила дорожного движения, оттого стараются не подставляться. Но все равно «попадаются». Руководитель управления государственного автодорожного надзора (УГАДН) по Брянской области Владимир Локтиков сообщил мне, что рейды у ларька «Автомобилиста» его сотрудники проводят регулярно. И почти каждую неделю кому-то из водителей междугородних автобусов «прилетает» – перед нашим общением одному из них выписали административный штраф в 5 тысяч рублей.

- Нарушали и продолжают нарушать, – сетует Владимир Петрович. – Видимо, их устраивает такой вариант.

Локтиков не стал развивать мысль, но мне показалось: он намекает на владельцев автобусов. Штрафы, получаемые время от времени водителями, они заранее закладывают в графу возможных расходов. И мирятся с происходящим дальше. Начальник отделения ГИБДД межмуниципального отдела МВДД России «Дятьковский» Алексей Щукин пообещал обратить внимание на описанные, правда, пока почему-то не выявлявшиеся его сотрудниками нарушения. Но справедливо признался, что постоянно дежурить у ларька «Автомобилиста» сотрудникам дорожной полиции физически невозможно. Но только «под присмотром» водители – почти все гусары в душе перестанут понапрасну рисковать. Здоровьем, безопасностью пассажиров и рублем.

-5

Начальник юридического отдела УГАДН Максим Лыщицкий на вопрос о хронических убытках фирмы Хорошева сказал, что финансовая часть работы транспортных фирм – не их епархия. Но добавил: информация по ларьку «Автомобилиста» недавно была направлена в УБЭП МВД России по Брянской области. Есть и пассажиры, которые, заплатив деньги, таковыми не стали. Одна дама пожаловалась (есть копия ее заявления): купила билет, а автобус не пришел. В ларьке деньги за несостоявшуюся поездку до Кирова не вернули. Она полагает – там знали, что «двенадцатичасового автобуса» не будет, но билеты продавали. Сергею Хорошеву, с которым я так же поговорил, с его слов, ни о чем таком неизвестно – говорит, это выдумки Супруна.

С первого раза правоохранители, конечно, могут ничего и не найти предосудительного в финансовой составляющей деятельности предпринимателя. Но первый тревожный звоночек, думается, прозвенел.

Почему за многие годы работы в сфере пассажирских автоперевозок отец и сын Хорошевы не сподобились построить пусть небольшую, но выгодную им в первую очередь и вместе с тем отвечающую всем требованиям, со всеми удобствами автостанцию? Загадка. Хотя «сказками на этот счет они кормят», как заметил работающий с «Автомобилистом» не один год гендиректор транспортной компании «Антис» из Белых Берегов Алексей Самков, давно. Мол, то с найденным Хорошевым зданием проблемы, то, дескать, губернатор тянет с финальной подписью под собранным пакетом документов. Знает ли сам губернатор, с чем он там тянет в Дятьково, неизвестно. Брянский губернатор Александр Богомаз «ежегодные» пресс-конференции не каждый год проводит, не говоря уже о комментариях насчет районных автостанций.

-6

Ответить мне на насущный вопрос не смог и Сергей Хорошев. Или не захотел. Предприниматель с ходу заподозрил журналиста в ангажированности (ну а в чем еще можно заподозрить, когда обращаешься за разъяснениями ко всем сторонам) и привел много доводов в пользу незаконной, по его представлению, работы относительно недавно появившегося конкурента. А «об остальном» он предложил мне подумать самостоятельно – что захочу.

Спорщики

С октября 2016 года конкурентом Хорошева – является второй наш герой – 41-летний Александр Супрун. Отучившись по направлению от генпрокуратуры на юридическом факультете госуниверситета в Краснодаре, он несколько лет проработал в правоохранительных органах. Затем уволился и перебрался вслед за семьей в Брянск, занялся бизнесом. Работает в разных направлениях, но уже больше двух лет, вкладывая личные средства, пытается возродить из руин Дятьковскую автостанцию.

Александр Супрун, ООО "Автостанция"
Александр Супрун, ООО "Автостанция"

С названием фирмы в формате ООО он и компаньон не мудрили – решили, что «Автостанция» будет самое то. Супрун получил в Минтрансе разрешение на ее работу, отремонтировал ветшавшее здание. В нем появился человеческий туалет, зал ожидания, скоро должны обустроить комнаты «Матери и ребенка» и отдыха водителей. Есть теперь перед автостанцией для автобусов и отдельная парковочная площадка, а также невиданные ранее пандусы для мам с колясками и людей, не могущих передвигаться самостоятельно.

Пассажиры на обновленной Дятьковской автостанции ООО "Автостанция" имеют возможность дожидаться транспорта в комфортных условиях
Пассажиры на обновленной Дятьковской автостанции ООО "Автостанция" имеют возможность дожидаться транспорта в комфортных условиях

Нет главного на отремонтированной Дятьковской автостанции: транспортных компаний, которые бы работали с фирмой Супруна. А значит, отсутствует пассажиропоток и выручка, – не говоря о прибыли. Лишь один перевозчик – калужская фирма «Автовокзал-Сервис», автобусы которой ходят между двумя областными центрами, решился за два года усилий Супруна работать с «Автостанцией». Александр склонен думать, что это происки Хорошева и, возможно, помогающих ему властей, надзорных и контролирующих органов.

Ларек ООО "Автомобилист". И дощатые подходы к нему...
Ларек ООО "Автомобилист". И дощатые подходы к нему...

Еще в январе 2018 года Арбитражный суд Брянской области удовлетворил иск Супруна к Минтрансу и компании Хорошева, исключив из государственного реестра его «ларек-автостанцию». Разрешение на работу ему было выдано позже (почти на год), чем «Автостанции», – в феврале 2017-го. Отменяя его, суд в мотивировочной части решения дал ларьку «Автомобилиста» вполне емкую характеристику: «…представляет из себя обычную торговую палатку, которая не только не приспособлена для размещения пассажиров, но и проход к которой в дождливое время года осуществляется по деревянному настилу». Несмотря на это, ларек Хорошева продолжает работать. Подобное противоречие кажется Александру странным.

Руководитель УГАДН Локтиков отрицает любые подозрения: «Мы никого не поддерживаем, действуем в рамках наших полномочий. Ситуация сложная. Но коррупции с нашей стороны не было и не будет». Намеки на нехорошее в своей деятельности отметают и в надзорном органе – прокуратуре.

– Что за ерунда, будто я заинтересованность имею! – возмутилась в разговоре с корреспондентом зампрокурора города Дятьково Елена Ильюшина, проводившая проверки. – Есть несколько решений судов, я имею в виду гражданские дела – в арбитражах мы не участвуем. Административные дела возбуждались в отношении «Автостанции»: фирму привлекли за самовольное занятие земельного участка – выделили одну площадь, а она вышла за его пределы, нагородили там, забор тот же. И когда Хорошев был не прав, то, кажется, в отношении его водителей, это было в 2016-2017 годах, тоже дела возбуждались.

Что это были за дела, Елена Николаевна, находившаяся на момент разговора в отпуске, пояснить не смогла. Супрун же настаивает, что проверки со стороны УГАДН и прокуратуры проводились только в отношении его автостанции: «И все делалось по заявлениям работников ларька Хорошева». На что Хорошев замечает: «У меня ни с кем конфликта нет». Поди разберись, кто из них врет, а кто правду говорит…

-10

Упомянутый Дятьковским зампрокурора металлический забор вокруг парковочной площадки перед автостанцией – новый камень преткновения в споре двух бизнесменов. Администрация Дятьковского района Брянской области посчитала его «самовольной постройкой», не являющейся элементом благоустройства, и на днях подала иск в суд против «Автостанции» с требованием снести. Наверняка совпадение, но ранее того же добивался через суд Хорошев-младший. Ему было отказано. Сейчас райадминистрация привлекла на свою сторону Росреестр: его представитель по заявлению местных чиновников выявил, что, огораживая территорию перед автостанцией, фирма Супруна вышла за границы выделенного ей муниципальной властью земельного участка. Немного, но вышла. Так возник формальный повод потребовать сноса нового забора.

Глава администрации Дятьковского района Павел Валяев не теряет надежды на появление в Дятькове нормальнйо автостанции
Глава администрации Дятьковского района Павел Валяев не теряет надежды на появление в Дятькове нормальнйо автостанции

Но любые параллели возмущают главу администрации Дятьковского района Павла Валяева. На словах он тоже видит, как сильно нужна райцентру автостанция. Добавляет: «Раньше мы были совершенными союзниками «Автостанции». Выделили ей землю, а фирма «стала судиться и нарушать законодательство о благоустройстве». Александр Супрун не принимает упреков: «Ограждение мест посадки пассажиров и забор, отгораживающий территорию автостанции от проезжей части, положен по федеральным требованиям, в первую очередь для безопасности пассажиров». Он отказался добровольно убирать ограждение – намерен снова доказывать свою правоту в суде. Еще одно разбирательство, которое вынудит отвлекаться от основного дела. Не только его, но и многих людей при должностях.

«Главу Павла Валяева не беспокоит то, что ларек Хорошева продолжает работать, и стоит он к тому же на муниципальной земле, которую местные власти, по словам Александра, резервировали как раз под благоустройство автостанции», – недоумевает Супрун, который настойчиво продолжает искать ответы на многие не дающие ему покоя вопросы. И к УГАДН, и к перевозчикам, и к районным властям. – «Рано или поздно я все равно их найду». Последний его по времени шаг, о котором еще никто не знает, – иски к ООО «Автомобилист» и к перевозчикам, которые продолжают с ним работать: ЗАО «Межавтотранс», ОАО «Транспортник», ООО «Антис», ООО «Клен 2», ОАО «Автоколонна 1655». Раз контролирующие и надзорные органы устранились от разрешения конфликта, говорит Супрун, значит, он будет добиваться принудительного запрета деятельности билетного ларька Хорошева и отмены разрешений на перевозки пассажиров у указанных фирм.

Дошли до предела

Суды, в которых участвует Супрун, останавливают перевозчика Самкова от сотрудничества с ним. Но Хорошев, говорит Алексей Васильевич, тоже хорош – «много к нему вопросов»: были проблемы с перечислением средств за проданные в его ларьке билеты. Но главное, тот не может позаботиться о комфорте пассажиров. Что для Самкова определяющее – в этом смысле Супрун ближе. Но у Александра выше, на 2 процента комиссия за билеты. И они никак не могут пересечься для заключения договора, сетует Самков: якобы хозяин «Автостанции» настаивает на рассмотрении бумаг в Дятькове, но за пару визитов в город ему не удалось застать его на месте. Не в полной мере, по словам перевозчика, функционирует и сама автостанция. Тоже тормоз к новому сотрудничеству.

-12

Другого перевозчика – руководителя ОАО «Транспортник» (г. Людиново Калужской области) Игоря Яшновского не устраивает в предлагаемом Супруном договоре пункт о возможном увеличении размера комиссии. «Мы работаем с Калугой и Москвой, и ставку определяем на год. Я 15 лет работаю – расценки раза два за мою работу повышали». Супрун возражает: «Я согласился на предложенный им вариант договора, но перевозчик, получив его, пропал, и с 5 ноября на связь больше не выходит. Стараюсь с каждым работать на индивидуальных условиях, но отдельным перевозчикам, видимо, выгоднее работать именно с ларьком Хорошева: там, да, пока процент с продажи билетов меньше, или его вообще нет». Руководитель «Автомобилиста» подробности взаимоотношений с перевозчиками не раскрывает – более того, хоть они и известны, Хорошев вовсе отказывается их называть. Ссылается на «коммерческую тайну».

-13

Как бы там ни было, вряд ли Александра можно уличить в голом стремлении нажиться. Любой предприниматель, собственник думает вначале о прибыли, и как его предприятие будет жить дальше. На «Автостанции» Супруна еще и большая социальная ответственность висит: опусти он руки, забудь о двух годах попыток оживить Дятьковскую автостанцию, до которой никому дела не было, и 40 тысяч жителей города и района снова будут отброшены в мрачное прошлое. Возможно, местным властям стоит еще раз отстраненно взглянуть на ситуацию, отозвать иск «о заборе» и, может быть, выступив здравым посредником, силком усадить все стороны за стол переговоров. Стремление к этому, если я правильно понял, у районного начальника Валяева еще есть: «Мы по-прежнему за продолжение диалога. За то, чтобы получилась нормальная автостанция». В этой ситуации выиграет тот, кто первым закопает топор войны за автостанцию в Дятькове.

Так почему бы всем не перейти от деструктивных действий к созиданию? А предпринимателю Супруну – еще и помочь немного. Доброе устремление оно, как хилый росток, нуждается во всемерной, а не декларируемой поддержке.

Александр Чернов, Брянская область

фото автора и из открытых источников