Найти тему
Мегаполис онлайн

Как строили дамбу соединяющую Санкт-Петербург и Кронштадт

Дамба в 1984 году.
Дамба в 1984 году.

Как известно, Петр основал город Санкт-Петербург в низменной дельте Невы. Это выгодное стратегическое положение, с непростыми природными условиями. Но большой проблемой стали периодические наводнения, которые не давали жителям покоя.

Вот как живописец Фёдор Яковлевич Алексеев изобразил наводнение 7 ноября в 1824 году.

7 ноября 1824 года на площади у Большого театра.
7 ноября 1824 года на площади у Большого театра.

Наводнения в Петербурге возникают по трем причинам:

1. Длинная волна - во время циклона вода скапливается в его эпицентре, но потом опускается создавая волну до 2,5 метров.

2. Сейши - стоячие волны, возникают в результате резонансных явлений при интерференции волн, отраженных от границ водоема. Возможен подъем воды до 1 метра.

3. Довольно часто ветер нагоняет воду с моря. Подъем воды до 1,5 метров.

Если сложить эти факторы то, теоретически повышение уровня воды возможно до 5 метров. В 1824 году вода вышла из берегов на 421 см, это максимальный зафиксированный уровень.

Подъем воды на 219 см в 1977 году.
Подъем воды на 219 см в 1977 году.

В советское время после наводнения 23 сентября 1924 года было принято решение построить КЗС по проекту, в основе которого были идеи Пьера Доменико Базена. Но поскольку катастрофические наводнения происходили не так часто, строительство такого грандиозного объекта, по решению Сталина, было отложено.

Схема комплекса защитных сооружений, В1-В6 водопропускные сооружения, С1, С2 -судопропускные сооружения
Схема комплекса защитных сооружений, В1-В6 водопропускные сооружения, С1, С2 -судопропускные сооружения

Основательно за разработку проекта взялись в конце 60-х годов, когда была создана гидравлическая модель Невской губы и КЗС. В 1974 году начались предварительные работы по возведению сооружения, а 1 октября 1980 года был заложен первый камень КЗС.

Закладка первого камня.
Закладка первого камня.
Укладка первого куба бетона в основные сооружения, 1981 год
Укладка первого куба бетона в основные сооружения, 1981 год

Несколько фотографий строительства временного моста на С2:

Общий вид
Общий вид
Фермы боковых пролетов транспортировали прямо на плавкране
Фермы боковых пролетов транспортировали прямо на плавкране
Транспарант посвящен сорокалетию Победы. То есть это либо 84-й год, либо весна 85-го
Транспарант посвящен сорокалетию Победы. То есть это либо 84-й год, либо весна 85-го
Отсыпка подходов к мосту.
Отсыпка подходов к мосту.

Стройка длилась долго, затем прекращалась на 14 лет (с 1987 по 2001 год). Событие, что на снимках, произошло в мае 1984 года.

БелАЗ-540 - они активно использовались при постройке КЗС.
БелАЗ-540 - они активно использовались при постройке КЗС.
-12
В-6- наш трудовой подарок Родине!
В-6- наш трудовой подарок Родине!

Далее еще пару интересных фотографий. Созданный в 1979 году ЛенГЭСС специально для строительства КЗС и выполнявший на протяжении более 20 лет функции ген. подрядчика, сейчас банкрот.

-14

В кузове В.И. Матвиенко, тогда первый секретарь Ленинградского обкома ВЛКСМ, в 2003 году избрана на пост губернатора Санкт-Петербурга.

Разборка низовой перемычки выполненная методом направленного взрыва.
Разборка низовой перемычки выполненная методом направленного взрыва.
-16
-17

Нажать на детонатор довелось В.И. Матвиенко.

Взрывы попали в киножурнал "НОВОСТИ ДНЯ / ХРОНИКА НАШИХ ДНЕЙ 1984 № 25 ЗАЩИТА ОТ СТИХИИ."

Строительство КЗС было возобновлено в 2001 году. На тот момент сооружение было готово на 60%. В 2009 году КЗС начала функционировать, работы по строительству затвор С1 былы закончены.

-18

Наводнения в Санкт-Петербурге стали историей.