Дипломная квалификационная работа по курсу
Психологическое консультирование
Студента группы 204
Института Психоанализа
Строганова Павла Евгеньевича
научный руководитель: д.п.н. Лидерс А.Г.
Москва 1999 г.
Аннотация
В работе рассмотрена общая теория систем, когнитивный подход и синергетика в проекции на психологию и формулируются основные принципы системной психотерапии с учетом достижений этих дисциплин, новый подход к человеку, как к сложной системе.
Содержание
Введение
Основные понятия системного анализа
Основные принципы когнитивного подхода
Модели жизненного цикла
Синергетика и теория хаоса
Системная психотерапия (основные положения)
Список литературы
Введение
Необходимость системного подхода к психотерапии и природе человеческих изменений в целом, назрела в связи с новыми исследованиями в области психофизиологии [11], экспериментально пересматривающими принцип "стимул-реакция". Развитие квантовой физики, синергетики, становление теории систем, расширило применимость этих областей знаний к различным научным проблематикам, постановкам задач и нахождению методов их решений. Психология, как формирующаяся научная дисциплина, может существенно улучшить свой методологический базис если будет внедрять инструментарий других наук в свои подходы к традиционно психологическим проблематикам. Такая системность позволяет эффективно находить новые решения. Системный подход нашел свое отражение в психологии в работах Б. Ф. Ломова [3] и П. К. Анохина [1], которые по существу определили принципиальные направления развития данной дисциплины.
В данной работе осуществляется попытка интегрировать элементы теории систем с некоторыми положениями квантовой физики и синергетики в проекции на психотерапию, учитывая принцип структурно-генетического подхода в иерархически стадийном совершенствовании развития природы [4].
Психотерапия - та часть практической психологии, занимающаяся конкретной трансформацией человека и приведением его к определенному состоянию, когда то, что понимается человеком, как проблема, разрешается, либо перестает оказывать влияние. В настоящее время накоплено множество психотерапевтических методик, опирающиеся на разные теории психической организации человека. Уникальность психотерапии заключается в том, что несмотря на разные исходные теоретические посылки, практические манипуляции из них вытекающие, дают хорошие психотерапевтические результаты. Примером может служить дуализм психодинамической терапии личности и бихевиоральных техник. Использование психотерапевтом той или иной методики, находится исключительно в сфере его личных предпочтений, и получение положительного результата в психотерапии, зависит скорее не от теоретического фундамента, а от личных навыков психотерапевта. Совмещение различных методик приводит к некоторому сумбуру в понимании природы проблемы пациента и в определении целей и задач дальнейшей работы.
Проблема эклектичности психотерапии состоит в отсутствии единой, принятой в психологии теории личности и психики человека. Также не существует единой общепринятой психотерапевтической модели, позволяющей объяснить и прогнозировать психические явления в их целостности и взаимосвязи. На наш взгляд, ответы на эти вопросы нужно искать с понимания теории систем.
Первые представления о системе, как совокупности элементов, находящихся в структурной взаимосвязи друг с другом и образующих определенную целостность, возникли в античной философии (Платон, Аристотель). Воспринятые от античности принципы системности развились в концепциях средневековых философов Н. Кузанского, Б. Спинозы. В немецкой классической философии идеи системности развивались И. Кантом, Ф. Шеллингом, Г. Гегелем. В 30-е годы 20-го века австрийский ученый Л. фон Бертанланфи успешно применил системный подход к изучению биологических процессов, а после Второй мировой войны он предложил концепцию разработки общей теории систем. Программа, выдвинутая Бертанланфи, состояла из трех пунктов:
1. Выявление общих принципов и законов поведения систем, независимо от природы составляющих их элементов и отношений между ними;
2. Установление в результате системного подхода к биологическим и социальным объектам законов, аналогичных законам естествознания;
3. Создание синтеза современного научного знания на основе выявления изоморфизма законов различных сфер деятельности.
По замыслу Бертанланфи, общая теория систем должна быть некоей общей наукой о системах любых типов.
Следующим шагом стала кибернетика или исследование операций Н. Винера, позволившая приблизиться к эре компьютеров.
Основные понятия системного анализа
Система - множество связанных между собой элементов. Элемент - неразложимый далее (в данной системе, при данном способе рассмотрения и анализа) компонент сложных объектов, явлений, процессов.
Структура - относительно устойчивая фиксация связей между элементами системы.
Целостность системы - ее относительная независимость от среды и других аналогичных систем.
Эмерджентность - несводимость (степень несводимости) свойств системы к свойствам элементов системы. Слово "система" есть греческий эквивалент латинского "композиция". Следовательно, понятие системы предполагает наличие нескольких компонентов, частей, подсистем. Система предполагает взаимодействие между собой составляющих систему элементов. При этом нужно разделять понятия "система" от "множество". Скажем, груда камней, лежащих в саду, в зависимости от её описания, может быть и простым множеством, и японским садом. Провести различие между понятиями "система" и "множество" для менее организованных, слабо структурированных объектов, затруднительно. "Архитектура" — это еще одно понятие, поясняющее смысл системности. Учитывая трудности четкого разграничения понятий "множество" и "система", А.А. Малиновский предлагает не требовать, чтобы система по своим проявлениям обязательно отличалась от простой суммы составляющих ее элементов. При низком уровне организации система по своим свойствам может приближаться к сумме своих частей.
Приведем еще два определения системы, поясняющие суть этого понятия.
Системой - является любой объект, имеющий какие-либо свойства, находящиеся в некотором заранее заданном отношении [5].
Система - обособленная осознанием часть реальности, элементы которой обнаруживают свою общность в процессе взаимодействия [6].
В работе Дж. Клира [29] обсуждается следующее определение, предложенное Б. Гейнсом: "Системой является все, что мы хотим рассматривать как систему".
В работах Р. Акоффа система рассматривается как целое, определяемое одной или несколькими основными функциями, где под функцией понимается роль, назначение, "миссия" системы. По Акоффу, система состоит из двух или более существенных частей, без которых она не может выполнять свои функции. Другими словами, система является целым, которое нельзя разделить на независимые части.
Ключевую роль в системном анализе играет понятие "структура", которое связано с упорядоченностью отношений, связывающих элементы системы. Структуры делятся на простые и сложные, в зависимости от числа и типа взаимосвязей между элементами. Структуры часто носят иерархический характер, то есть состоят из упорядоченных уровней. Наличие структуры позволяет существенно сократить громадное число комбинаций возможных отношений, то есть структура — это в некотором смысле потеря степеней свободы.
Проблема структуризации была одной из ведущих тем в первой половине XX века в одном из течений психологии, гештальтпсихологии (от немецкого gestalt - структура, форма, конфигурация). Гештальт-психологи активно занимались теоретическим и экспериментальным изучением восприятия, а затем и других психических процессов, опираясь на принцип целостности и структуры. Один из основоположников гештальтпсихологии М. Вертгеймер писал в 1925 г.:
"Существуют связи, при которых то, что происходит в целом, не выводится из элементов, существующих якобы в виде отдельных кусков, связанных потом вместе, а напротив - то, что проявляется в отдельной части этого целого, определяется внутренним структурным законом этого целого. Гештальт-теория есть это, не больше и не меньше". [7]
Перейдем к описанию динамики систем.
Под поведением (функционированием) системы понимается ее действие во времени. Изменение структуры системы во времени можно рассматривать как эволюцию системы.
Цель системы - предпочтительное для нее состояние.
Целенаправленное поведение - стремление достичь цели.
Обратная связь - воздействие результатов функционирования системы на характер этого функционирования.
Если обратная связь усиливает результат функционирования, то она называется положительной, если ослабляет - отрицательной. Положительная обратная связь может приводить к неустойчивым состояниям, тогда как отрицательная связь обеспечивает устойчивость системы. С помощью отрицательной связи органические системы поддерживают свою жизнедеятельность. Например, тяжелая физическая работа уменьшает количество кислорода в крови человека. Однако учащение дыхания приводит к пополнению запасов кислорода в крови. Пример положительной обратной связи: рост тревоги приводит к увеличению числа неэффективных действий, что, в свою очередь, повышает порог тревоги. Одним из первых, кто осознал роль обратной связи в познании поведения систем живой и неживой природы, был Норберт Винер. В 1943 году появилась историческая статья "Поведение, целенаправленность и телеология", где впервые показано принципиальное единство ряда задач. Телеологическое поведение (целенаправленное действие) требует отрицательной обратной связи, то есть для достижения определённой цели "необходимы сигналы от нее, чтобы направить поведение". [8]
Некоторое время телеология не использовалась как теория в силу ее идеалистичности (наличие цели подразумевает Бога). Кибернетика заново ввела понятие целевого объяснения в научный оборот. Следует отметить, что за 15 лет до Винера отечественный физиолог, создатель теории функциональных систем А. П. Анохин также утверждал, что наличие отрицательных обратных связей обеспечивает устойчивость организмов и создает у живых существ целеполагание - стремление к сохранению гомеостазиса. Анохин предложил модель организации и регуляции поведенческого акта, в которой есть место для всех основных психических процессов и состояний. Она получила название "модели функциональной системы".
Рис.1 функциональная система П.К. Анохина
Слева на схеме под названием "обстановочная афферентация" представлена совокупность разнообразных воздействий, которым подвергается человек, оказавшийся в той или иной ситуации. Некоторые факторы вызовут интерес - ориентировочную реакцию. Эти факторы изображены на схеме под названием "пусковой стимул". Прежде чем вызвать поведенческую активность, обстановочная афферентация и пусковой стимул должны быть восприняты, то есть субъективно отражены человеком в виде ощущений и восприятий, взаимодействие которых с прошлым опытом (памятью) порождает образ. Сформированный образ сам по себе поведения не вызывает. Он должен быть соотнесен с мотивацией и той информацией, которая хранится в памяти. Сравнение образа с памятью и мотивацией через сознание приводит к принятию решения, к возникновению в сознании человека плана и программы поведения: несколько возможных вариантов действий, которые в данной обстановке могут привести к удовлетворению имеющейся потребности. В центральной нервной системе ожидаемый итог действий представлен в виде своеобразной нервной модели - акцептора результата действия. Когда он задан и известна программа действия, начинается процесс осуществления действия. С самого начала выполнения действия в его регуляцию включается воля, и информация о действии через обратную афферентацию передается в центральную нервную систему, сличается там с акцептором действия, порождая определенные эмоции. Туда же через некоторое время попадают и сведения о параметрах результата уже выполненного действия. Если параметры выполненного действия не соответствуют акцептору действия (поставленной цели), то возникает отрицательное эмоциональное состояние, создающее дополнительную мотивацию к продолжению действия, его повторению по скорректированной программе до тех пор, пока полученный результат не совпадет с поставленной целью (акцептором действия). Если же это совпадение произошло с первой попытки выполнения действия, то возникает положительная эмоция, прекращающая его [9].
Важно отметить, что функциональная система П.К. Анохина работает не по схеме "стимул-реакция", а в принципиально новом подходе, когда поступающая информация участвует в процессе целеформирования, а любое действие по достижению результата есть стремление системы к уже имеющейся внутри системы цели.
Это касается и схемы движения Н.А. Бернштейна. "Формирование двигательного акта, - писал он, - есть на каждом этапе активная психомоторная деятельность. Для каждого двигательного акта, потенциально доступного человеку, в его центральной нервной системе имеется адекватный уровень построения, способный реализовать основные сенсорные коррекции этого акта, соответствующие его смысловой сущности... Чем сложнее движение, тем многочисленнее и разнообразнее требуются для его выполнения сенсорные коррекции". [10]
По теории Н.А. Бернштейна, дополненной Е.Н. Соколовым и И.А. Измайловым, любое движение не повторяется, а каждый раз совершается по-новому. Принцип "повторение без повторения" работает по схеме П.К. Анохина. По его мнению, результат, определяемый в ходе генотип-средового взаимодействия, есть системообразующий фактор. Таким образом, фактором, образующим любую систему, является результат, цель.
Ю.И. Александров пишет:
"Традиционное рассмотрение организма и его отдельного элемента, например, нейрона, как реагирующих на внешнее воздействие (стимул или пресинаптическую активацию, соответственно), базируется на идеях Декарта. В течение последнего столетия в биологии и психологии многократно предпринимались попытки преодоления линейных, механистических схем. Сформировалась другая парадигма, в рамках которой активность организма выступает как целенаправленная. При этом импульсация нейрона рассматривается не как ответ на пресинаптическую "стимуляцию", а как компонент направленного в будущее общеорганизменного взаимодействия элементов". [12] В этой же работе Ю.И. Александров описывает три типа парадигм, базирующихся на эклектике.
1. «Филогенетическая» эклектика. Люди ведут себя целенаправленно, а животные - отвечают на стимулы. Целенаправленность — это реактивность, преобразованная в процессе эволюции.
2. «Уровневая» эклектика. В основе целенаправленного поведения и деятельности - рефлекторные механизмы или реализаторы. На высших уровнях организации деятельности, психических процессов, поведения, движения и т.д. действует принцип целенаправленности, а на низших - реактивности. Целостный организм осуществляет целенаправленное поведение, а его отдельные элементы реагируют на воздействие.
3. «Анатомическая или центрально-периферическая» эклектика. Нейроны центральных структур пластичны, их активность зависит от поведенческого контекста, мотивации цели и т.д. Периферические элементы ригидны и являются лишь преобразователями энергии внешних воздействий в импульсные коды или исполнителями центральных команд.
С позиций того варианта системного подхода, который был развит П.К. Анохиным, эти утверждения не могут быть приняты.
Активность, направленная в будущее (опережающее отражение), рассматривается как фактор, связанный с самим возникновением жизни, а не свойство, появившееся на каком-либо позднем этапе филогенеза. От цели поведения зависит активность нейронов как у человека, так и у животного. Будущее событие - результат - для всех систем и на всех уровнях организации (как "высших", так и "низших") выступает как системообразующий фактор. Системы всех уровней выделяются по одному и тому же критерию - результату - и имеют одну и ту же архитектонику, представленную специальными системными механизмами. [1]
Формирование уровней иерархии систем исторически (фило- и онтогенетически) детерминировано. Формирование набора иерархий того или иного организма есть процесс индивидуального развития. В целом направленность развития соответствует все большему дроблению среды организмом, выделения все большего числа и все более сложных признаков и отношений. Это актуально как для нейронов, так и для пациента в психотерапевтическом процессе. Кстати, с позиций системного подхода нейрон рассматривается как целостный организм, включенный в архитектонику нервной системы. Его деятельность регулируется в том числе и собственными биохимическими потребностями. Значение экспериментальных данных, подтверждающих эту гипотезу, сложно переоценить.
Таким образом, поведение реализуется как иерархия систем, уровень которой соответствует последовательным этапам становления поведения. Иерархия систем данного акта может рассматриваться как единица субъективного опыта. Активность систем всех уровней - и высших, и низших - зависит от цели поведения. Хотя на разных уровнях эта зависимость проявляется по-разному.
Суммируя сказанное выше, кратко определим системное содержание "уровней", выделяемых в макроструктуре деятельности.
Действие - форма реализации определенной исторически обусловленной иерархии функциональных систем, обеспечивающая достижение конкретной цели.
Деятельность - может быть сопоставима с набором иерархий, сформированных в рамках определённого мотива. Таким образом, действие и деятельность не являются разными уровнями. Последние выделяются при рассмотрении системной организации отдельного действия.
Операция - оказывается феноменологическим понятием. Действие может реализовываться как разные по составу иерархии и/или характеризоваться разными межсистемными связями в зависимости от условий. Операция выступает как характеристика целостного акта, а не как специальный уровень. Психофизиологические функции также не могут быть выделены в виде специального уровня. Уже отмечалось, что организация активности элементов организма обеспечивает реализацию систем всех уровней. [12]
Таким образом, мы выходим на принципиально новое описания системы "человек-поведение" и на более глубокое понимание ее эволюции. В рамках системного подхода В.Б. Швырковым была сформулирована системно-эволюционная теория, отражающая динамику эволюции систем. [13] Приведем ее постулаты.
1. В соотношениях со средой любой организм реализует генетическую программу своего жизненного цикла. До появления нервной системы эти соотношения выражаются формулой: геном-тело-среда. Развитие нервной системы, в клетках которой экспрессируется наибольшая часть генома, меняет эту формулу на геном-мозг-тело-среда. Поведение поэтому можно определить как реализацию организмом генетической программы жизненного цикла, экспрессируемой в нейронах.
2. Нервная система оказывается при этом не "телом", а внутренним "субъективным экраном". Нервные процессы -субъективное отражение внешних соотношений и регулятор телесных процессов. Для разделения нервных и психических процессов эволюционного основания не обнаруживается.
3. Нервная клетка является не "кодирующим элементом" или "сумматором", а организмом, обеспечивающим потребности своей генетической программы за счет метаболитов, поступающих от других элементов. Импульсная активность при рассогласовании между синаптическим притоком метаболитов от других клеток и потребностями метаболизма самого нейрона.
4. Состав врожденных актов и отношения между ними отражают историю адаптивных соотношений организма со средой в эволюции. Нейроны, специализированные относительно этих актов, располагаются главным образом в других структурах центральной нервной системы и в периферических нервных образованиях. В коре головного мозга наряду с нейронами, специализированными относительно врожденных актов, существует большой запас нервных клеток.
5. Эти клетки используются в формировании новых поведенческих актов. Из активирующихся в пробных актах наборов отбирается та совокупность прежде молчавших клеток, активация которых приводит к достижению последнего приспособительного результата. Формирование новой системы (системогенез) осуществляется как специализация этих клеток относительно вновь формируемой системы. В процессе системогенеза происходит фиксация этапа индивидуального развития в структуре памяти, формирования нового элемента субъективного опыта. Принадлежность нейрона данной системе (его системная специализация) постоянна, то есть он системоспецифичен.
6. Накопленные в эволюции и истории индивидуальной жизни животного системы поведенческих актов составляют структуру его субъективного мира. В этом системном внутреннем мире не обнаруживаются какие-либо специальные процессы «кодирования информации» или «нейрональные механизмы восприятия», процессы «управления движением» или «нейрональные механизмы регуляции движения».
7. Текущее поведение определяется составом одновременно извлекаемых из памяти систем разного возраста (то есть формированных на разных этапах индивидуального развития), закономерности отношений между которыми могут быть описаны качественно и количественно.
8. Формирование специфически человеческого сознания обусловлено развитием человеческого общества, что изменило соотношение организма (человека) со средой, может быть, даже больше, чем в свое время развитие нервной системы. Эти
соотношения могут быть выражены формулой: геном-мозг-тело-культурная среда-общество-Вселенная. Поэтому с позиций
системно-эволюционной теории, объективные данные о структуре субъективного мира человека могут быть получены при анализе активности мозга в сопоставлении со структурой общественного сознания, часть которой усваивается отдельным человеком. [13]
Переходя к более абстрактному описанию теории систем в психологии, приведем шесть ключевых принципов, сформулированных Б. Ф. Ломовым.
1. Любое психическое явление развертывается одновременно в нескольких планах, раскрывающих разные масштабы его организации. Б.Ф. Ломов выделял четыре плана анализа психики.
Первый план фиксирует взаимосвязь и взаимодействие изучаемого объекта с объектами того же класса. Психика здесь рассматривается как:
а) субъективное отражение объективной действительности, выступающее в ряду других видов отражения (абиотического, биологического и социального);
б) регулятор активности субъекта (его деятельности, общения, познания);
в) структура личных образований.
Второй план определяет всю совокупность психических явлений как относительно самостоятельное целое (система). В качестве компонентов выделяются не отдельные процессы, а относительно самостоятельные функциональные образования. В частности, Б.Ф. Ломов дифференцирует когнитивную, регулятивную и коммуникативную подсистемы, обеспечивающие различные формы взаимосвязи индивида с окружающей средой.
Третий план фиксирует объект в его отношении к системам более высокого уровня. Так, включаясь в социальную систему, человеческий индивид становится носителем социального качества и выступает как личность. Включаясь в систему биологических отношений со средой - носителем природных качеств - выступает как организм. Каждая из этих систем, дифференцируясь, становится основанием разнообразных свойств человека: материально-структурных, функциональных, системных.
Четвертый план рассматривает объект движения микросистем (нейрональных интеграции), а психика в целом представляется как отражательная функция мозга.
2. Психические явления многомерны. Согласно Б.Ф. Ломову, психические явления могут рассматриваться в разнообразных системах измерений, каждая из которых позволяет обнаружить лишь определенную группу свойств и отношений.
3. Система психических явлений вертикальное (уровневое) строение. Действие этого принципа распространяется не только на психику в целом, но и на отдельные явления (процессы, состояния).
4. Человек обладает системой разнопорядковых свойств. С позиции системного подхода, свойства человека организованы в некоторое целое, напоминающее по своему строению пирамиду. На вершине размещаются общие свойства, в основании - раскрывающие их свойства N-гo порядка. Грани пирамиды символизируют различные категории свойств.
5. Психические явления системно детерминированы. По мнению Б.Ф. Ломова, такие модусы психического, как многомерность, многоплановость, многоуровневость, выражают множественность детерминант психики.
6. Психические явления динамические, развивающиеся. Данный принцип выражает способ существования психического как системы. Ее целостность и дифференцированность возникают, формируются и образуются в ходе развития индивида, которое, в свою очередь, выступает как полисистемный процесс. Системный подход предполагает многообразие источников и движущих сил психического развития человека, которое всегда связано с системой противоречий (между разными свойствами, уровнями, основаниями, факторами и т.д.). [3]
В настоящее время под системой часто понимают "адаптивное целое", подчеркивая свойство системы сохранять свою идентичность в условиях изменчивости внешней среды. В работе А. Рапопорта органическая система определяется как нечто распознаваемое и обладающее тождественностью, то есть остающееся самим собой, несмотря на перемены состояний. Именно это сохранение тождественности отражается в акте распознавания. [14]
Чилийский биолог У. Матурана ввел понятие "аутопойезис" (самотворение, самопорождение). С помощью аутопойетических процессов система осуществляет процессы самовоспроизводства своих компонентов, составляющих ее организацию, поддерживая таким образом свою самотождественность. [15]
М. Зелени приводит следующий пример самовоспроизводства в простейшей живой системе - биологической клетке. "Клетка — это сложная система, состоящая в среднем из 100000 макромолекул. За полное время жизни данной клетки все макромолекулы возобновляются приблизительно 10000 раз. Сохранение единства и целостности в то время, как сами компоненты непрерывно или периодически распадаются и возникают, производятся и потребляются, и называется самовоспроизведением (или аутопойезисом). Посредством своей организации живая система определяет область всех взаимодействий, в которые она может вступать без утраты собственной идентичности. Поэтому живая система является самореферентной системой. Матурана вводит следующее определение когнитивной (познающей) системы: "это система, организация которой определяет область взаимодействий, где она может действовать значимо для поддержания самой себя, а процесс познания — это актуальное (индуктивное) действование в этой области. Живые системы — это когнитивные системы, а жизнь как процесс представляет собой процесс познания. Это утверждение действительно для всех организмов, как располагающих нервной системой, так и не располагающих. Матурана подчеркивает, что все утверждения о живых системах высказываются наблюдателем. Наблюдатель - человек, то есть живая система, поэтому он может произвести различие системы от среды и описать различие языковыми средствами. Но это относится и к человеку-наблюдателю. Рефлексия под процессом познания -один из ключевых моментов теории Матураны.
В конце концов можно оперировать не объектами и различиями как в логике различений форм Брауна. Именно логику различений использовал Н. Луман, разрабатывая свой вариант теории социальных систем. Для него система является формой различения, то есть имеет две стороны: систему (как внутреннюю сторону формы) и окружающую среду (как внешнюю сторону формы). Лишь обе стороны производят различие, производят форму, производят понятие. В середине 80-х годов Луман приходит к выводу, что социальная система — это воспроизводство коммуникации. Социальная система состоит, таким образом, не из людей, а из коммуникаций. Но ряд ученых полагает, что подобные концепции недооценивают активной роли элементов системы (человека, группы людей) в функционировании и изменении ее в целом. В работах У. Бакли, А. Этциони, М. Арчер, Э. Гидденса, П. Штомпки и других ученых получил развитие деятельностный подход к теории социальных систем. [17]
Основные принципы когнитивного подхода
Переходя от общей теории систем к ее психологическому аспекту, нам необходимо рассмотреть основные принципы когнитивного подхода.
Под когнитивным подходом понимается решение традиционных для данной науки проблем методами, учитывающими когнитивные аспекты, в которых включаются процессы восприятия, внимания, памяти, мышления, познания, объяснения и понимания. Когнитивный подход в любой предметной области акцентирует внимание на знаниях, вернее, на процессах их представления, хранения, обработки, интерпретации и производстве новых знаний.
Начавшееся после Второй мировой войны бурное развитие кибернетики и вычислительной техники, появление «думающих машин», вынудили ученых по-новому взглянуть на когнитивные процессы. Психологи пересмотрели свои взгляды на восприятие, память, воображение сквозь призму компьютерной метафоры деятельности мозга - устройства по переработке и хранению информации. Историки полагают, что в 50-60-е годы 20-го века произошла смена научных парадигм по Т. Куну. В 1991 году известный специалист по теории искусственного интеллекта и когнитивной лингвистики Н. Хомский писал:
«Когнитивная революция относится к состояниям разума/мозга и тому, как они обуславливают поведение человека, особенно когнитивные состояния знания, интерпретации, верования и т.п. Подход к человеческому мышлению и поступкам в этих терминах делает психологию и такой ее раздел, как лингвистика, частью естественных наук, занимающихся природой человека и ее проявлениями, и в первую очередь – мозгом». [19]
Теория искусственного интеллекта включает в себя теорию информации, теорию принятия решений и теоретическую информатику.
В 1967 году вышла монография У. Найсера под названием "Когнитивная психология", ознаменовавшая рождение когнитивного подхода в психологии. В последнее время психологи говорят уже о второй когнитивной революции, считая, что компьютерной метафоры мозга уже недостаточно и необходим комплексный анализ деятельности человека и групп.
Что же такое знание? С точки зрения специалистов по инженерии знаний, достаточно следующего определения. «Знание — это основные закономерности предметной области, позволяющие человеку решать конкретные производственные, научные и другие задачи, то есть факты, понятия, взаимосвязи, оценки, правила, эвристики (иначе - фактические знания), а также стратегии принятия решений в этой области.» [20]
Наиболее распространено деление знаний на декларативные (знание - что) и процедурные (знание - как). Декларативное знание относится к знанию теоретического типа и предполагает умение объяснить, почему что-либо происходит. Процедурное знание бывает инструктивным и ситуационным (умение действовать в конкретных ситуациях). Выделяют также знание "изнутри" - знание культуры данной социальной системы.
Как же хранятся знания в голове человека? Когнитологи делят системы представления знаний на три основных типа: системы правил, семантические сети и структуры отношений.
Модели репрезентации знаний первого типа включают понятия и процедуры, закодированные в виде правил типа «условие-действие».
В модели семантической организации знаний предполагается, что понятия существуют в памяти как независимые единицы, связанные сложной системой связи (род-вид, часть-целое, логические и функциональные связи).
Среди структур отношений третьего типа представления знаний наиболее популярна теория фреймов М. Минского, в которой предполагается, что человек, пытаясь взглянуть на уже привычные вещи, выбирает из своей памяти некоторую структуру данных (образ, прототип), называемую фреймом, с таким расчетом, чтобы сделать ее пригодной для понимания более широкого класса явлений или процессов. [21]
Для обозначения организованных единиц стереотипной информации, которые создаются людьми в типовых ситуациях Р. Шенк ввел понятие скрипта. В виде скрипта в памяти хранятся определенные последовательности действий, а также общепринятые последовательности причинных связей. [22]
Писатель-фантаст С. Лем ввел в научный обиход слово "культурэма", означающее единицу культурных знаний и навыков в конкретном обществе. Когнитивные карты, упоминающиеся в трудах американского психолога необихевиориста Э. Толмена, относятся к тому же классу явлений, что и фреймы. Анализируя поведение крыс в лабиринте, Толмен приходит к выводу, что в результате беганья по лабиринту у крысы формируется особая структура, которую можно назвать когнитивной картой окружающей обстановки. Толмен предположил, что карты определяют также и поведение людей. Таким образом, когнитивную карту можно понимать как схематичное, упрощенное понимание картины мира индивида.
Задолго до Э. Толмена один из основателей гештальтпсихологии М. Вертгеймер изучал продуктивное мышление. Он писал: «Продуктивное мышление заключается в усмотрении, осознании структурных особенностей и структурных требований, в действиях... в направлении улучшения ее структуры... Постановка проблемы есть прерогатива человека.» [23} Здесь делается акцент на то, что неясные места, пробелы, нарушения следует рассматривать в соответствии с их местом и функцией в структуре проблемной ситуации. Вертгеймер считает необходимым структурное понимание проблем, ситуаций. При этом трансформация структуры часто взрывает и совершенно меняет прежнее видение проблемной ситуации. В продуктивных процессах структурные основания становятся действующими причинами. Переход на новую точку зрения осуществляется внезапно, в результате озарения - инсайта.
Обратим внимание на значимый для нас, с точки зрения системности, аспект. Афферентационный синтез есть процесс взаимодействия когнитивной карты и системы. Инсайт — это процесс понимания (создания) новых возможностей для достижения цели. Психотерапевтическая проблема, с точки зрения когнитивного подхода — это несоответствие «когнитивного клише» поступающим в систему данным. Например, рассмотрим динамику развития депрессии. Предположим, что самооценка по каким-то причинам снизилась. Это ведет к усилению депрессии (связь имеет отрицательный знак). Усиление депрессии снижает возможность справиться с ситуацией самостоятельно, следовательно, увеличивается потребность в посторонней помощи, что, в свою очередь еще больше снижает самооценку. Процесс повторяется снова и снова, то есть движется в нежелательном направлении. Чтобы найти выход из, казалось бы, безвыходной ситуации, необходимо скорректировать картину мира. Следует убедить пациента в том, что помощь других свидетельствует о любви к нему друзей и родственников. Эта помощь должна повысить самооценку и исчерпать депрессивную петлю.
В рационально-эмотивной терапии Т. Эллиса и когнитивной психотерапии А. Бэка рассматривается множество когнитивных искажений, которые приводят человека к нежелательным состояниям.
Изложение когнитивного подхода было бы неполным без освещения работ Роберта Уилсона [24,25], раскрывающего компьютерную метафору на основе психофизиологии и квантовой физики. Р.А. Уилсон опирается на постулаты создателя трансакционной психологии А. Эймса, который говорит: «Мы не воспринимает "реальность», но лишь принимаем сигналы из окружающего мира, которые мы организуем в форме предположений, причем так быстро, что даже не замечаем, что это предположения".
Следующий постулат "мы не можем найти (или показать другим) одну-единственную реальность, которая бы объяснила все многочисленные относительные реальности, измеряемые при помощи наших инструментов (и при помощи нашей нервной системы - того инструмента, который интерпретирует все остальные инструменты)" - это вовсе не то же самое, что утверждение, что "не существует никакой глубокой реальности". Наша неспособность найти одну глубокую реальность — это зафиксированный факт научной методологии и человеческой неврологии. А вот утверждение «не существует никакой глубокой реальности» предлагает нам метафизическое мнение о чем-то, что мы не можем научно проверить или на опыте пережить. Учение Аристотеля о "скрытой внутри сущности" не более чем метафизика. То, что говорят нам наши мозги, состоит из относительных реальностей..., которые могут перекрываться. Термометр, например, не измеряет длину, линейка не измеряет температуру. Эскимос не воспринимает тот же мир, что и нью-йоркский таксист" [24]
Общая семантика, продукт польско-американского инженера Альфреда Кожибского, пыталась сформулировать новую неаристотелевскую логику, чтобы удалить "эссенциалисткие", или аристотелевские, правила игры из наших нейролингвистических реакций (речи и мышления) и перенастроить наши мозговые программы на экзистенциалистские и феноменологические концепции и особенно - на квантовую механику. А-прим (английский язык без слова is (есть, является, находится), созданный Дэвидом Борландом-младшим), пытается эффективно применять принципы общей семантики на практике.
Слова "есть, является" фиксируют отношения, жестко закрепляя связи между системами, придавая им статус "объективного", лишая систему подвижности и осознанности своего восприятия. Особенно это проявляется, например, в идентификации пациентом своей роли или себя со своей проблемой, что приводит к устойчивой системе проблемных состояний разного класса. Осознавая ограниченность своего восприятия и то, что когнитивная карта, возникающая в нашем сознании — это не реальная "территория" внешнего мира, мы выходим на принцип психологической относительности любого опыта и любого восприятия. Социальная система и генетические программы могут сделать наши восприятия изоморфными "территории" и совместимыми с себе подобными в определенном культурном контексте, настроить нейрологический контур на заданный частотный диапазон излучений, поступающих через органы чувств, но они не могут сделать их реальными. Даже само описание этих процессов происходит внутри когнитивной карты! Соответственно перестраивается система оценки событий. Там, где аристотелевская логика признает лишь два класса - "истинное" и "ложное" - пост-копенгагенская наука (копенгагенская интерпретация квантовой физики, созданная Нильсом Бором, которая предлагает дать вещам определения в терминах человеческих операций) склонна признавать четыре. А. Рапопорт четко сформулировал их: "истинное", "ложное", "неопределенное" (пока еще проверяемое) и "бессмысленное" (в принципе непроверяемое). А. Кожибский описывал эти бессмысленные утверждения как "шум". Пример бессмысленных утверждений: "Бог есть" (нельзя ни доказать, ни опровергнуть), "Завтра мне будет плохо" и т. д. Если мы заменим "истинное" на "присутствие", ложь" на "отсутствие", "неопределенность" на "вероятность", "бессмысленное" на "несуществующее", то получим математический эквивалент логики: 1,0, [- ∞ до +∞], - 1.
Итак, восприятие заключается не в пассивном приеме сигналов, но в активной их интерпретации. В квантовой теории этот закон физики формулирую так: "Нельзя исключить наблюдателя из наблюдаемого". Доктор Джон Уилер идет дальше и говорит, что наблюдатель "создает наблюдаемую величину". Любое описание относительно. Любая схема (в том числе и в психологии) - одна из вероятностных моделей инструментов, отражающая параметры наблюдателя.
"Человеческая нервная система обнаружила и свой созидательный потенциал, и свои собственные границы. Люди веками убивали друг друга в жестоких войнах и революциях и продолжают это делать - и все это во имя идеологий и религий, которые, если их суть представить в виде предложений, не выглядят для современной логики ни истинными, ни ложными, Это бессмысленные предложения, которые могут казаться осмысленными лишь лингвистически безграмотному человеку". [24]
Квантовая логика очень хорошо применима к обычным событиям. Например, я подбрасываю монету. Если только она не упадет на ребро (очень редкое событие), можно определенно подчиниться аристотелевой логике "либо-либо". Монета упадет либо "орлом", либо "решкой". Никакого "может быть", "вероятно". Но в каком состоянии существует монета, пока она кувыркается в воздухе? Сторонник метафизического учения о предопределениях может заявить, что "орел" или "решка" существуют еще до того, как монета упадет на пол, потому что падение монеты той или другой стороной предопределено заранее. С научной точки зрения, такое предположение находится за пределами возможности проверки, поэтому следует считать его бессмысленным. На операционном или феноменологическом уровне монета находится в фонеймановском состоянии "может быть" до тех пор, пока не упадет на пол.
Трансакционная психология Альберта Эймса показывает, что восприятие всегда начинается в подобном состоянии "может быть". Вот пример. Я иду по улице и вижу впереди своего друга. Если я никогда не изучал науку о мозге, я уверен в том, что тот друг, которого я вижу, находится там "на самом деле". И я очень удивлюсь, когда, подойдя ближе, замечу, что этот человек лишь похож на моего старого друга. Мое восприятие содержало в себе "может быть", но обусловленный аристотелевской логикой, я игнорировал это и мое представление совершило скачок к преждевременной уверенности (мы несколько упростили описание этого процесса, на практике петля обратной связи от восприятия к представлению и обратно к восприятию работает невероятно быстро; в результате мы видим то, что, по нашему мнению, мы должны видеть, а логическое значение «может быть» практически никогда не регистрируется - пока мы не научимся его регистрировать). [24]
Завершая обзор когнитивного подхода, отметим, что человек в нынешнем его состоянии - существо, созданное его собственным описанием. И на каком-то уровне его развития происходит через развитие описательных моделей мира, которые все более усложняются и вместе с тем создают дополнительные и новые возможности для системы "человек" в целом. Ж Лакан указывал, что психотерапия и, в частности, психоанализ есть обучение пациента новому языку, в котором его проблема ему понятна и может быть решена.
Когнитивный подход есть бурно развивающаяся межсистемная дисциплина, но и его сегодня уже недостаточно, чтобы посмотреть на проблемы человека в целом.
Модели жизненного цикла
Еще в древности было замечено, что все течет, все изменяется. И эти изменения имеют определенную закономерность. Как и любой организм, люди и их творения рождаются, стареют и умирают. Возникновение, развитие и трансформация так или иначе присутствует во всех моделях. Циклическая модель времен порождает мифы о циклической смене мировых эпох: "ночи Брахмы" и "дня Брахмы", гесиодовская смена "пяти веков" и возвращение "Золотого Века", цикл веков в доколумбовых мифологиях Америки, каждая из которых кончается катастрофой. Английский мифолог Э. Линг предложил отличный от круга и цикла образ архаичного чувства времени: маятник, который качается между двумя полюсами - днем и ночью, жизнью и смертью. Циклические теории разрабатывались многими философами и историками древностями. Стремящиеся усмотреть определенный порядок, ритм, выявить смысл в хаосе исторических событий китайские ученые опирались на учение И-Цзин, концепции циклически меняющегося мира, постоянно повторяющиеся 64 основные ситуации.
Опуская историю развития взглядов на цикличность, укажем, что любая фаза является качественной динамикой процесса. Любая система, находящаяся в процессе, проходит свои фазовые состояния, и разные модели создают разные углы зрения на эти процессы, позволяют качественно оценить происходящее.
Мироздание можно представить как иерархию систем. Каждый уровень этой иерархии находится в определенной фазе своей эволюции относительно качественного критерия, задающего этот процесс. Так, жизненные циклы цивилизации разрабатывались О. Шпенглером, А. Тойнби, Л.Н. Гумилевым. В типичной модели жизненного цикла общественно-исторической системы Ю.В. Яковец выделяет шесть последовательно сменяющих друг друга фаз:
- зарождение в недрах старой системы, внутреннее латентное развитие;
- рождение, утверждение в процессе революционного переворота в борьбе с уходящей, отживающей системой;
- распространение, превращение в преобладающую, господствующую систему;
- зрелость, когда в полной мере проявляются присущие системе черты;
- дряхление, нарастание противоречий, вступление в кризис, в противоборство с уже родившейся и борющейся за свое "место под солнцем" следующей системой;
- отмирание, реликтовое существование в виде отдельных трансформированных осколков на периферии утверждающейся новой системы. [26]
Мы можем заметить, что фазовые состояния, как описания качественных различий состояния систем, присущи всем системам от Вселенной до кварков. Важно лишь адекватно выбрать систему координат. Ряд рекомендаций для построения фазовых моделей следующий:
1. нецелесообразно увеличивать число фаз жизненного цикла свыше 7, так как это усложняет анализ;
2. необходимость тщательной проработки механизма функционирования, поскольку на разных уровнях системы процессы идут с разными скоростями;
3. многие модели страдают асимметричностью: наиболее тщательно рассматриваются этапы роста, а этапы спада - нет.
Модели жизненного цикла в психологии и психотерапии тоже широко распространены. От циклов ЭЭГ-волн и биоритмов до циклов групповой динамики. В маркетинге используются циклы поведения людей, связанных с потреблением товаров. Например, можно разбить покупательскую способность людей в зависимости от фазы семьи на 4 фазы:
фаза 1: этап холостой жизни, интерес к моде, покупкам мебели, автомобилей, путевкам на отдых;
фаза 2: молодожены без детей, наивысшая интенсивность покупок, в том числе товаров длительного пользования;
фаза 3: "полное гнездо" - появление детей ведет к росту расходов, покупаются стиральные машины, телевизоры, детские товары; несмотря на ухудшение финансового положения, приобретается жилье; по мере роста благосостояния, покупается все больше товаров, не являющихся предметами первой необходимости;
фаза 4: "пустое гнездо" - дети живут отдельно; пока глава семьи работает, большинство семей довольны своим финансовым положением; растет интерес к путешествиям, покупкам предметов роскоши; после выхода на пенсию доходы семьи резко падают; растет спрос на медицинские товары и услуги.
В модели психолога Э. Эриксона жизненный цикл состоит из 8 стадий. На каждой стадии в жизни возникает специфический кризис. Переход от одной стадии к другой происходит в результате преодоления этого кризиса. Конкретизируя модель Эриксона, Левинсон в [27] утверждает, что в процессе перехода от одной фазы к другой индивид принимает ряд ключевых решений, предопределяющих его дальнейшую жизнь на 5-7 (до 10) лет. Как утверждает Левинсон, на жизненном пути человека имеются критические точки в возрасте 20, 30 и 40 лет, когда окружающая социальная среда предъявляет ему совершенно разные требования. Психологии известен так называемый middle-life crisis, когда человеку кажется, что жизнь теряет прежний смысл, работа становится неинтересной, а семья напоминает "опустевшее гнездо".
Французский ученый Ж. Пиаже, создатель экспериментальной психологии, ввел понятие критических и сензитивных периодов. В эти периоды изменения идут лавинообразно и неотвратимо. Динамика скачкообразных и качественных изменений изучается в теории катастроф. Поведение системы вблизи точки бифуркации, когда система качественно меняет свое состояние - тема отдельного исследования.
Фазовая модель для системных процессов, разрабатываемая в рамках системной психологии и психотерапии в отличие от одномерной, линейной модели, должна обладать рядом специфических свойств, то есть учитывать разнообразные состояния системы.
1. Обратимость процессов на разных стадиях.
2. Учитывать накапливающиеся качественные изменения системы.
3. Предусматривать различные варианты развития системы от полной деградации по качественному признаку до перехода на новый уровень существования.
Для этого нам нужно рассмотреть еще один раздел современной науки.
Синергетика и теория хаоса
В 80-е годы все большее внимание исследователей привлекали проблемы самоорганизации, перехода от хаоса к порядку. Немецкий ученый Г. Хакен назвал теорию самоорганизации синергетикой (теория совместного действия). Синергетика изучает такие взаимодействия элементов системы, которые приводят к возникновению временных или пространственных структур в макроскопических масштабах. Синергетика занимается изучением временной эволюции систем. Синергетику можно рассматривать как часть общего системного анализа, поскольку в основе ее - принципы, лежащие в основе функционирования систем. Г.Р. Иваницкий определяет синергетику как "динамические процессы в нелинейных системах, приводящие к хаотизации движения или к его упорядочению и проявлению структур". Рассмотрим основные понятия синергетики.
- при любых начальных условиях траектории движения становятся апериодическими;
- при сколь угодно близких начальных условиях две траектории со временем становятся различными;
- режим называется хаотическим, если расстояние между любыми двумя точками, первоначально сколь угодно малое, экспоненциально возрастает со временем [28];
- множество точек, к которым притягиваются траектории динамических систем, называется аттрактором.
Если система находится в неустойчивом состоянии, то ее траектории могут притягиваться к странному аттрактору. Странные аттракторы чувствительны к начальным условиям. Если выбрать две близкие точки, лежащие на аттракторе, то возможны следующие варианты изменения расстояния между ними.
1. аттрактор - особая точка, то r(t) → 0 при t → ∞, точки сливаются в одну);
2. аттрактор - предельный цикл, r(t) - периодическая функция времени;
3. странный аттрактор r(t) →ехр (λt) (λ >0), то есть r(t)→∞ при t→∞, точки разбегаются с экспоненциальной скоростью.
(r(t) – функция радиус/время, λ фактор, влияющий на систему).
Изучение поведение аттракторов в различных системах, дает возможность сделать прогноз и найти способы привести систему в равновесное состояние. В этом смысле любая психологическая проблема, может быть рассмотрена как аттрактор, влияющий на систему «Человек». Необходимо также указать, что системы делятся на простые и сложные.
В простые системы входит небольшое количество элементов и число взаимосвязей между элементами невелико, но они хорошо организованы и управляемы. Простые системы не зависят от окружающей среды, детерминированы и мало изменяются по времени. Для них действуют первый и второй варианты.
В сложные системы входит большое количество элементов и число взаимосвязей велико. Сложные системы эволюционируют, то есть изменяются по времени. На поведение сложных систем влияют случайные факторы. Подсистемы могут иметь собственные цели, не всегда и не во всем совпадающие с целями системы в целом. Для разных уровней системы могут работать все три поведения аттрактора.
Человек - сложная система, поэтому его эволюция описывается достаточно сложными функциями. Это необходимо учитывать в создаваемых фазовых моделях. Если сложная система усложняется, то в пределе, в сверхсложных организациях, процесс становится случайным, возникает хаос. Возникает проблема потери качества системы, которая разрешится при принятии существования уровней развития любой системы, где сверхсложное состояние системы является концом эволюции одного уровня и началом развития следующего. Таким образом не нарушается закон сохранения энергии, а также разрешается термодинамический парадокс.
В теории диссипативных структур Ильи Пригожина, изучались равновесные аттракторы, которые можно рассматривать как результат статистической компенсации активности элементов. Если систему с равновесной структурой изолировать от внешней среды, то ввиду инертности, данная равновесная структура может существовать бесконечно долго.
Биологические структуры незамкнуты, открыты, питаются потоками вещества, энергии, информации. В открытых системах случайные флуктуации пытаются вывести систему из равновесного состояния. В реальных системах нелинейные флуктуации, как правило, подавляются, и система остается стабильной.
Если же силы, действующие на систему, становятся достаточно большими и вынуждают ее достаточно далеко уйти от положения равновесия, то состояние системы становится неустойчивым. Некоторые флуктуации усиливаются и могут привести к разрушению уже существующей структуры и переходу в новое состояние. Причем возможен переход и на более высокий уровень упорядоченности, называемый диссипативной структурой. Возникает явление самоорганизации. И. Пригожин пишет: "Когда система, эволюционируя, достигает точки бифуркации, детерминистическое описание становится непригодным. Флуктуация вынуждает систему выбрать ту ветвь, по которой будет происходить дальнейшая эволюция системы". [28]
Хаотические колебания могут возникнуть в момент замены старого цикла новым. Возникновение нестабильности может интерпретироваться как случайный поиск равновесного состояния системой, оказавшейся в ситуации, когда растущие возможности не могут быть реализованы в рамках существующей ниши. Данная модель демонстрирует чередование режимов хаоса и порядка.
По второму закону термодинамики, Вселенная и все ее системы стремятся к тепловой смерти, то есть к равновесному состоянию. Термодинамический парадокс, однако, состоит в том, что с ростом энтропии растет сложность самоорганизующихся систем (на примере эволюции Земли по признаку адаптивности к среде). Возможно, парадокс разрешим, если мы учтем тенденцию к самоорганизации, как одну из фундаментальных свойств органических форм жизни. На все вышеизложенное мы будем опираться, когда будем строить модель фазовых состояний человека.
В данной работе мы рассматриваем человека как систему образующую единое целое с окружающим миром.
В следующих работах мы рассмотрим энергетическая модель процессов, принципы структурно-генетического подхода и методы системной психотерапии.
Автор благодарен всем авторам, указанным в списке литературы, А.Г. Лидерсу за конструктивную критику и Ю.М. Плотинскому за помощь в методологии.
Список литературы
1. Анохин П.К. Принципиальные вопросы общей теории функциональных систем/Принципы системной организации функций. М. 1973 г.
2. Ананьев Б.Г. Избранные труды в 2-х томах. М. 1980г.
3. Ломов Б.Ф. Системность в психологии. М. 1996 г.
4. Лохин Г.К. Некоторые аспекты уровней отражения Минск,1994г.
5. Уемов А.И. Системный подход и общая теория систем. М. 1972 г.
6. Данилов-Данильян В.И., Рывкин А.А. Моделирование: системно-методологический аспект//Системные исследования 1982 М. 1982 с. 182-209
7. Вертгеймер М. Продуктивное мышление М. 1981 г.
8. Винер Н. Кибернетика или управление и связь в животном и машине. М. 1983 г.
9. Немов Р.С. Психология, в 3-х т. М. 1995 г.
10. Бернштейн Н.А. Природа навыка и тренировки//Хрестоматия по общей психологии. Психология памяти. М. 1979 г., с 82
11. Основы психофизиологии под ред. Ю.И. Александрова
12. Александров Ю.И. Макроструктура деятельности и иерархия функциональных систем. Психологический журнал том16 №1 1995г.
13. Швырков В.Б. Что такое нейрональная активность и ЭЭГ с позиции системно-эволюционного подхода//ЭЭГ и нейрональная активность в психофизиологических исследованиях. М.Наука,1987г.
14. Рапопорт А. Мир - созревшая идея. Дармитад. Дармитадтер Блаттер. 1993 г.
15. Maturana H.R. Varela F.G. Autopoiesis and Cognition the Realization of Living. Dordrecht-Reidel, 1980
16. Spenser Brown S.G. The Laws of Form. L. Allen &Unwin 1971
17. Штомпка П. Социология социальных изменений. М. 1996 г.
18. Плотинский Ю.М. Теоретические и эмпирические модели социальных процессов. Москва Логос 1998 г.
19. Кубрякова Е.С. Краткий словарь когнитивных терминов. М. 1996 г.
20. Гаврилова Т.А. Червонская К.Р. Извлечение и структурирование знаний для экспертных систем. М. Наука и связь 1992 г.
21. Минский М. Фреймы для представления знаний. М. Энергия
22. Когнитивная наука и интеллектуальная технология/под ред. А.И. Ракитова М. ИНИОН 1991
23. Вертгеймер И. Продуктивное мышление. М. 1987 г.
24. Роберт А. Улисон. Квантовая психология. София 1998 г.
25. Роберт А. Уилсон. Психология эволюции. София 1998 г.
26. Яковец Ю.В. История цивилизаций. М. Влададар 1995 г.
27. Levinson P.J. The Seasons of Man's Life. N.Y. Knopf 1978
28. Пригожий И., Стенгерс И. Время. Хаос. Квант. М. Прогресс 1994 г.
29. Клир Дж. Системная автоматизация решения системных задач. М. 1990 г.