Найти тему
Финансовая газета

В какую копейку обойдется переименование аэропортов

Стал известен список из 45-и городов, аэропортам которых присвоят имена выдающихся россиян. Впрочем, благая миссия имеет и обратную - финансовую сторону.

События развивались стремительно. Казалось бы, только в октябре митрополит Псковский и Порховский Тихон (Шевкунов), также занимающий пост секретаря Общества русской словесности предложил переименовать псковский аэропорт Кресты в честь княгини Ольги, Шереметьево - в честь Федора Достоевского, а Пулково - в честь Александра Пушкина, как буквально на следующий день инициативу одобрил министр культуры Владимир Мединский. А уже 11 октября был запущен сайт конкурса, в котором участвовали 47 крупных аэропортов России.

Согласно условиям, присваивать можно было имена соотечественников, внесших значимый вклад в развитие и становление России или получивших мировое признание. Приоритетным критерием является связь претендента с конкретным историческим местом.

12-30 ноября на сайте прошло финальное голосование. По данным сайта «Великие имена России», в финале участвовали почти 5 млн человек.

В итоге – Шереметьево в скором времени будет носить имя Александра Пушкина, Домодедово – Михаила Ломоносова, а магаданский аэропорт – имя… Владимира Высоцкого. Ну, если со столицей Колымы все понятно – ведь у прославленного барда была песня «Мой друг уехал в Магадан…», то какое отношение имеют Пушкин с Ломоносовым не понятно. Хотя, ах, да – были у Пушкина строки: «Уж небо осенью дышало…»…

Авторы проекта изначально ссылались на международную практику. Действительно, есть двойное имя у аэропорта в Праге - его называют «аэропорт в Рузине имени Вацлава Гавела». Много таких примеров в Италии: в Милане аэропорт с двойным названием - Бергамо имени Караваджио, а аэропорт Виллафранка в Вероне носит имя Валерио Катулло.

Есть и более хрестоматийные примеры - аэропорт в Руасси имени Шарля де Голля во Франции…

Однако для России это – новый опыт. И далеко не все это восприняли с восторгом. Тем более, была непонятна такая спешка: менее, чем за два месяца в 45 крупных городах России взяли, да и поменяли привычные для всех названия.

Впрочем, все бы ничего, - поменяли и поменяли. Вот только в какую «копеечку» обойдется переименование? – Понятно, что точную цифру сейчас назвать не сможет никто. Авторы проекта и вовсе убеждены, что из бюджета средства затрачиваться не будет...

Но – вот иной пример.

Когда недавно на Украине захотели переименовать Днепропетровский международный аэропорт в Днепровский, оказалось, что страна-инициатор переименования обязана за свой счет оплатить расходы на изменение картографии во всех странах мира, в которых этот аэропорт фигурирует. В итоге, после того, как Международная организация гражданской авиации (ИКАО) озвучила счет, желание что-либо переименовывать резко угасло.

Согласно расчетам, проведенным заместителем директора Института инженерной экономики Московского авиационного института (МАИ) Даниилом Квоном, на ребрендинг может понадобиться до 10 млн рублей. Правда – это только на один аэропорт.

«Частичный ребрендинг дорого не обойдется - если сменить только вывеску, символику аэропорта, обновить его печатную продукцию. У аэропорта нет региональных отделений. Поэтому, по логике, не должен повториться случай ребрендинга Сбербанка, который обошелся бюджету в несколько миллионов долларов», - считает Квон.

Впрочем, есть и другие мнения. Так, ведущий научный сотрудник Института транспорта и транспортной политики НИУ «Высшая школа экономики» Федор Борисов допускает, что это могут быть существенные деньги.

«Никто не знает, захочет ли аэропорт делать вывеску или не захочет. Они могут прикрутить маленькую металлическую доску за две копейки, а могут сделать неоновое табло на всю крышу. Соответственно, это будут разные расходы», - считает эксперт.

Вообще, в открытом доступе при упоминании о переименовании аэропорта эксперты указывают среднюю сумму - от 45 млн рублей. И это самые оптимистичные расчеты.

«Нельзя сравнивать запросы и возможности Шереметьево и маленького регионального аэропорта. В зависимости от размеров воздушной гавани цена может доходить от десятков миллионов до сотен миллионов - всё зависит от статуса, и от того, какое значение ему придает субъект федерации», - считает эксперт в области ребрендинга и визуальных коммуникаций Высшей школы экономики (ВШЭ) Павел Родькин.

Но в любом случае, отмечает эксперт, основная финансовая нагрузка ляжет на сам аэропорт. А тот будет вынужден расплачиваться за «благие порывы» инициаторов, в ущерб пассажирам и сотрудникам.