Прихожане старообрядческого храма в Екатеринбурге
Когда появилась фотография, многие относились к ней настороженно: например, старообрядцы, известные закрытыми религиозными практиками. Сейчас это отношение в прошлом, и на старообрядцев можно взглянуть с экрана: Фёдор Телков снял историю о прихожанах Храма во имя Рождества Христова в Екатеринбурге.
В 1667 году Большой Московский Собор отлучил от церкви тех, кто отказался принять обряды и книги, реформированные патриархом Никоном. Тогда староверам было запрещено не только совершать религиозные ритуалы, но и участвовать в светской жизни: например, занимать государственную или общественную должность и участвовать свидетелями в судах. Кроме народного осуждения, староверы подвергались пыткам и казням. Многие из тех, кто не принял новых религиозных правил, бежали в Поволжье и на Урал. Старообрядцы, скрывавшиеся от гонений в далёкой и труднопроходимой местности, строили особые поселения — скиты. На Урале известно много таких поселений на островах, болотах и в горах, особенно в районе Весёлых гор, куда трудно пробраться из-за буреломов и болотистой почвы. За 200 лет жизни на Урале у старообрядцев появились и свои святые места.Ещё одна причина распространения старообрядчества на Урале — развитие промышленности на этих территориях: быстро росли заводы, и требовалось больше рабочей силы. Промышленники Демидовы, например, руководили заводами по горной добыче, обработке чёрных, цветных и драгоценных металлов и вопреки запретам правительства принимали на работу староверов, потому что те добросовестно выполняли работу, не употребляли алкоголь и не курили — в старообрядчестве это запрещено.
Двуперстие — самый известный символ старой веры. Именно таким жестом у староверов принято креститься.
Фото: Фёдор Телков
В старообрядчестве не одобряется бритьё бороды. Считается, что желая изменить внешний вид, человек выражает недовольство внешним обликом, который Творец дал ему, то есть «поправляет» Бога.
Фото: Фёдор Телков
Женщинам носят сарафаны и платки, заколотые под подбородком.
Фото: Фёдор Телков
Мужчины носят кафтаны или рубашки на выпуск, подпоясанные тканым или плетёным поясом с орнаментом или вышитой молитвой.
Фото: Фёдор Телков
Еще одним отличием старообрядческой церкви от никонианской является крест: у староверов принят только восьмиконечный крест, где верхняя перекладина символизирует табличку с именем Христа, а нижняя — перекладину для ног.
Фото: Фёдор Телков
В 1905 году царский указ «Об укреплении начал веротерпимости» закрепил свободу вероисповедания, прекратил государственные гонения и позволил старообрядцам создавать свои приходы. Однако с укреплением советской власти староверы вновь подверглись гонениям со стороны государства: семейные хозяйства староверов наряду с другими объявлялись кулацкими, священников отправляли в ссылки или расстреливали, а те, кому удалось спастись, скрывались в городах и ассимилировали или создавали скиты как можно дальше от поселений. Если сибирские старообрядцы не фотографировались из-за своих религиозных взглядов, то уральские стали избегать объектива камеры, чтобы эти снимки не могли попасть в качестве доказательств в уголовные дела, после следующего случая. На рубеже 1930-х на Весёлых горах прошёл большой съезд часовенных старообрядцев, где впервые была сделана видеосъемка с ними — собравшиеся были не предупреждены, а многие вообще не понимали, что это за тренога с коробочкой. Ходят слухи, что съемку делали для НКВД — эти материалы стали уликой против всех собравшихся. Большинство из них были сосланы, часть расстреляны. Видео длится около полутора часов и хранится в государственном архиве в Подмосковье. В 1971 году Собор Русской Православной Церкви объявил приемлемыми и «старые», и «новые» церковные обряды, тем самым признав старообрядчество. Реакция староверов на это заявление неоднозначна, и об отношениях РПЦ и старообрядчества все ещё ведутся споры. Сейчас историки, литературоведы, культурологи и археологи совместно ведут многочисленные исследования культуры, которая долгое время находилась под запретом.
Здание Храма во имя Рождества Христова в Екатеринбурге было передано Русской Православной старообрядческой Церкви в 1993 году.
Фото: Фёдор Телков
Старообрядческие иконы можно отличить по тёмным ликам изображенных святых, а также по большому количеству надписей по краям. У старообрядцев также приняты особые полностью литые иконы из олова или меди.
Фото: Фёдор Телков
Во время богослужения руки принято складывать на груди, в отличии от традиции никонианской церкви держать руки по швам.
Фото: Фёдор Телков
В старообрядческих храмах во время богослужений почти не используют электрический свет, только свечи из чистого воска естественного цвета — окрашенные свечи не приняты.
Фото: Фёдор Телков
Рукописные книги имеют сакральное значение в культуре старообрядчества. Некоторые литературные памятники допетровской эпохи дошли до нас именно благодаря спискам, выполненным старообрядцами.
Фото: Фёдор Телков
В Храме во имя Рождества Христова в Екатеринбурге около ста постоянных прихожан, среди которых много молодых людей. При храме также есть церковно-приходская школа для взрослых и детей.
Фото: Фёдор Телков
На фото прихожане храма. В руках у мужчин лестовки (от древнерусского «лествица», то есть «лестница») — разновидность чёток в дораскольной Руси, которая до сих пор используется у старообрядцев. Лестовка внешне напоминает гибкую лестницу и символизирует духовное восхождение от земли на небо.
Фото: Фёдор Телков
Иногда в храм приезжают паломники и селятся прямо в здании. Кто-то хочет принять старообрядчество, а кто-то перекреститься из другого согласия, его ответвления.
Фото: Фёдор Телков