Найти тему
885 подписчиков

О смысле жизни в тяжелую годину

   О фильме краснодарского режиссера Натальи Батраевой «Донецкая Вратарница» городская интеллигенция говорила давно. Думали: какой это будет фильм? с каким посылом? с какой идеей?

О фильме краснодарского режиссера Натальи Батраевой «Донецкая Вратарница» городская интеллигенция говорила давно. Думали: какой это будет фильм? с каким посылом? с какой идеей? На кинофестивале «Вечевой колокол» зритель смог получить ответы на все вопросы.

Фойе здания Кубанского казачьего хора постепенно наполнялся зрителями, которые пришли на «Донецкую Вратарницу». Среди публики – студенты факультета журналистики во главе с заместителем главного редактора журнала «Родная Кубань» Маргаритой Синкевич. На премьеру пришел и Виктор Лихоносов. Писатель сразу заговорил со студентами о предстоящем показе, о режиссере Наталье Батраевой: «Фильм простой, но сколько там души!».

С первых кадров по зрителю бьет тяжелая нота предстоящего рассказа – о жизни монахинь во время войны. «Господи, примири нас», – просит одна из героинь. Но слез здесь не будет – они могут быть лишь у впечатлительных зрителей.

На мой вопрос о том, почему монахини, пережив все потрясения войны, улыбаются, Наталья Батраева ответила: «Они люди духовные. Они говорят, что сами во всем виноваты. Этот духовный взгляд на мир, жизнь. Они поняли, что есть нечто большее, чем «сейчас». Это – христианская любовь».

И, действительно, христианской любовью наполнены не только герои фильма, но и каждый его кадр. «Донецкая Вратарница» снята не просто в жанре документального кино; это слишком простое определение для картины. Это психологическая драма, пропитанная любовью к миру.

Слова «изменить», «примириться» и «понять» Батраева дает на фоне звуков выстрелов. Контраст заставляет особенно прочувствовать слова героини: «Видимо, этого никто не хотел». Зритель не может не обратить внимания на то, что монахини живут как бы вне реальности, они уверены: раз это послано сверху, значит, так должно быть.

С болью смотрели зрители на разрушенные стены монастыря, на простреленные кирпичи, купола, предметы церковной утвари. Кадры менялись, но неизменным оставалось настроение, посылаемое обитательницами стен-развалин Донецкой Вратарницы. «Я увидела себя в прошлой жизни, – говорит Юлия, – посмотрела на людей, которые делают покупки и поняла, что все это не нужно. Хотелось сказать, что я гостья из прошлого».

Наталья Батраева устами своих героев говорит: жизненная суета не так уж важна. Любовь и мир – вот к чему следует стремиться.

Картина заставляет задуматься: что есть истина? После увиденного в «Донецкой Вратарнице» на этот вопрос я бы ответил так: истина есть радость жизни, то, что можно назвать «мы», «нас», «нам». «Господи, примири НАС…»

Фильм закончился, аплодисменты долго не стихали. Наталья Батраева, рассказав эту историю, приоткрыла дверь в другую жизнь, научила любить и верить несмотря ни на что.

г. Краснодар

На фото: кадр из фильма